Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
К трём выставкам-блокбастерам(Леонардо да Винчи,Дега и Тулуз-Лотрека), которые откроются в парижских музеях этой осенью,смело можно добавить ещё одну. Это ретроспектива Эль Греко, которую организовывает Большой дворец(Гран-Пале) совместно с Лувром и Институтом искусств Чикаго.
Эта выставка станет первым во Франции крупным показом,посвящённым творчеству одного из последних представителей эпохи Возрождения. По словам сокуратора ретроспективы Шарлотты Шастель-Руссо,в экспозицию войдёт от 60 до 80 работ. Почётное место будет отведено монументальным картинам,но своё внимание получат также меньшие,более интимные форматы. Дополнят представление о творчестве художника одна или две скульптуры,две книги,которые принадлежали Эль Греко и его рисунки.
Эль Греко,«Успение Девы Марии»(1577/79). Чикагский институт искусств
Главный экспонат выставки предоставит Институт искусств Чикаго. Это четырёхметровое полотно«Успение Девы Марии», написанное в 1577 — 1579 годах в Толедо,куда Эль Греко переехал после жизни в Венеции и Риме. Картина стала центральным элементом алтаря,первым крупным заказом художника в Испании и первой крупной общественной работой. Художник писал«Успение» по поручению монахов древнего цистерцианского монастыря,которые перестраивали церковь Санто-Доминго-эль-Антигуо под погребальную часовню благочестивой вдовы доньи Марии де Сильвы.
Масштабный холст Эль Греко венчало изображение Троицы,а по бокам алтарь был декорирован сценами«Поклонение пастухов» и «Воскресение». Сочетание Успения и Троицы отражали надежду патронессы монастыря на спасение. Главная фигура — Дева Мария — возносится,опираясь на полумесяц,символизирующий ее чистоту,а смело выписанные лица и фигуры апостолов,собравшихся вокруг её пустой гробницы,выражают удивление и беспокойство. Энергия широких мазков говорит о том,что Эль Греко не сомневался в достоинстве своей ранней работы. Это же подтверждает и крупная подпись художника на греческом языке в правом нижнем углу.
Так же из-за океана прибудет картина«Открытие Пятой Печати»(или«Видение святого Иоанна Богослова»), ныне хранящаяся в коллекции Метрополитен-музея. Это фрагмент большого алтаря для церкви госпиталя Иоанна Крестителя в Толедо. На полотне изображена сцена из Библии,Откровение(6: 9−11), описывающая снятие Пятой Печати в конце времён и раздачу белых одежд«душам убиенных за слово Божие и за свидетельство,которое они имели». В отсутствующей верхней части,возможно,находился жертвенный Агнец,открывающий печать. Это было знаковое произведение для художников XX века,в частности,Пикассо,который видел его в Париже,вдохновлялся им при написании своих«Авиньонских девиц».
Однако настоящей сенсацией обещает стать легендарная«Пьета» из коллекции греческого миллиардера Ставроса Ниаркоса. «Один из главных шедевров Эль Греко обычно висит над камином в гостиной парижского особняка семейства Ниаркос,где его могут видеть лишь избранные. Греческий судовладелец купил „Пьету“ в 1956 году за 100 тысяч долларов. С тех пор картина демонстрировалась на публике лишь однажды. Следующей возможности увидеть шедевр,вероятно,придется ждать ещё несколько десятилетий», — пишут в паблике«Надо ехать смотреть».
Пресс-служба Гран-Пале подтвердила«Артхиву», что этот шедевр станет одним из центральных экспонатов показа,но подчеркнула,что в документах музея упоминается«частная коллекция», а не имя греческого магната,умершего в 1996 году.
Эль Греко, «Пьета» (1580/90). Частная коллекция
Ставрос Ниаркос в своей гостиной рядом с картиной Эль Греко «Пьета». Фото: Bill Ray / The LIFE Picture Collection
Доменикос Теотокопулос,прозванный Эль Греко,родился на Крите в 1541 году. Ремесло он начал осваивать в иконописной мастерской и в возрасте 22-х лет стал мастером миниатюр и фресок. Однако он не пожелал оставаться иконописцем и примерно в 1566 году отправился в Венецию. За годы,проведённые там,Эль Греко ассимилировал гуманистическую культуру и основы искусства эпохи Возрождения. Его образцами были Тициан,Тинторетто,Бассано — величайшие венецианские художники того времени. Но отсутствие крупных заказов заставило живописца попытать счастья в Риме,где он нашёл покровителя в лице кардинала Александра Фарнезе.
Однако именно в Испании,куда он переехал в 1577 году,его искусство начало процветать,сочетая цвета Тициана,смелость Тинторетто и героический стиль Микеланджело. Это необычайное оригинальное сочетание позволило Эль Греко создать свой уникальный узнаваемый стиль,не позволяющий в чистом виде отнести его ни к одному из течений,и обеспечило уникальное место в истории живописи,как последнего крупного мастера эпохи Возрождения и первого великого художника Золотого века.
Заново открытый в конце XIX века,прославленный писателями,признанный и воспринятый авангардом XX века,этот художник связывает Тициана с фовистами,а маньеризм — с кубизмом,экспрессионизмом и абстракцией.
Ретроспектива Эль Греко в Гран-Пале откроется 16 октября 2019 года и завершится 10 февраля 2020-го.
По материалам официального сайта Большого дворца в Париже,блога«Надо ехать», а также официальных сайтов Чикагского института искусств и Метрополитен-музея