Во Флоренции до конца сентября можно убедиться в том, что Якопо Лигоцци (1547 — 1627) был воистину «Универсальнейший художник»! Более ста работ, от милейших зверушек до виртуозных портретов и высоких библейских сюжетов, собраны в залах Палаццо Питти — Galleria Palatina, и галереи Уффици (Department of Prints and Drawings of Uffizi)
Столь обширная ретроспектива работ художника проводится впервые, и специально для выставки привезли работы Лигоцци из разные музеев и собраний, включая Музей Метрополитен (Нью-Йорк), Британский Музей (Лондон), Альбертина (Вена), Лувр (Париж), Уффици (Флоренция).
Родившийся в Вероне в 1547 г. в артистическом семействе (отец — художник Джованнио Эрмано Лигоцци Giovanni Ermano Ligozzi), он развивал свои художественные таланты «в духе Веронезе». После времени при дворе Габсбургов в Вене, где его работы с видами флоры и фауны были благосклонно замечены, Лигоцци был приглашен во Флоренцию, ко двору Медичи.
«Этот „Пустынный тушканчик“ вызывает умиление не меньше „Зайца“ Дюрера!» — отмечают посетители
Вообще, Лигоцци становится значительной персоной: после смерти Джорджио Варзари (Giorgio Vasari — его называют «отцом искусствоведения») в 1574 г. именно Лигоцци становится главой Академии Искусства и дизайна (Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno), которой официально покровительствовала гильдия художников, так что творца нередко привлекали к обсуждению важных проектов. Он служил Франческо I, Фердинандо I, Козимо II и Фердинандо II, Великим герцогам Тосканы.
А иллюстрации с растительными сюжетами (на афише выставки), выполненные мастером, вошли в знаменитый каталог — энциклопедию того времени, экземпляр которой представлен в Галерее Уффици.
Первый раздел выставки посвящен ранним работам Лигоцци при дворе Медичи. Это полная «naturalia» и пир красок! Акварель
и золото, в общем — богато. Сорок четыре «ботанических» панели, выполненных по заказу Франческо I — Великого герцога Тосканы, а также Фердинандо I Медичи, поражают и современных мастеров. Художник особым образом передавал «игру света» и изменения яркости тонов. Плюс богатство природного орнамента — как насчет таких обоев в опочивальню?
Позже Лигоцци получает признание как портретист. Оцените его работу: портрет
Вирджинии Медичи (Virginia de Medici, 1568 —1615) — дочери тосканского правителя Козимо I из рода Медичи, в замужестве — герцогини Феррарская и Моденская. Вообще, в юности была красавица, но после рождения третьего ребенка (всего у четы было десять (!) детей) прекрасный лик стал преображаться не в лучшую сторону. Увы, стали проявляться признаки психического расстройства, которое сопровождало Вирджинию до самой смерти …
Наконец, религиозные сюжеты Якопо Лигоцци — еще один раздел экспозиции и тоже дело жизни «универсального художника»: картины выполнены с душой. И попросту… красивы: даже трагичные эпизоды поданы в расчете ласкать взоры публики. Что ж, притяжение красоты тоже дает пищу для высоких мыслей.
Мастер получал заказы и выполнил работы, в частности, для флорентийских соборов — от Santissima Annunziata и Santa Maria Novella, до знаменитой Basilica di Santa Croce — «церкви Святого Креста», где находятся захоронения и памятные доски известных людей Италии, включая гробницу Микеланджело и саркофаг Галилео Галилея. Впрочем, речь идет о фреске для столовой монахов, и сюжет изображает умирающего святого, разделяющего хлеб братьям…
…Во Флоренции Лигоцци жил и творил до конца своих дней, так что нынешняя «пышная» ретроспектива в городе, ставшем для художника родным — действительно хорошая дань его памяти и талантам.