Рейксмузеум в Амстердаме начал работу над новым крупным реставрационным проектом. С этой недели «Ночной Дозор» — одна из самых известных картин голландского мастера Рембрандта — подвергнется тщательному восстановлению на глазах, возможно, миллионов зрителей.
За реставрацией можно следить онлайн на сайте музея. Работы проходят прямо в галерее — в специальной стеклянной камере, спроектированной французским архитектором Жаном Мишелем Вильмоттом. Это позволяет музею не прятать картину, законченную в 1642 году, от более чем двух миллионов посетителей, которые ежегодно приезжают посмотреть на неё.
Цель проекта — углубиться в историю «Ночного Дозора», исследовать технику Рембрандта и влияние предыдущих реставраций, проанализировать полотно с использованием новейших технологий визуализации и в конечном итоге придумать наилучший план сохранения произведения искусства для будущих поколений.
Цель проекта — углубиться в историю «Ночного Дозора», исследовать технику Рембрандта и влияние предыдущих реставраций, проанализировать полотно с использованием новейших технологий визуализации и в конечном итоге придумать наилучший план сохранения произведения искусства для будущих поколений.
Началось всё с того, что огромная картина — почти 4 метра в высоту, 4,5 метра в длину и весом 335 килограммов — была изъята из рамы и размещена на механизме с двумя поднимающимися платформами, которые позволяют экспертам перемещаться вдоль всей её поверхности. Затем полотно будет миллиметр за миллиметром просканировано рентгеновскими и другими лучами. В результате будет получена карта точных химических элементов, из которых состояли краски. Это даст представление о том, как Рембрандт писал свой шедевр. Каждое сканирование проходит в течение 24 часов, а для обследования всего холста потребуется 56 таких процедур.
Кроме того, будет сделано более 12 тысяч фотографий с высоким разрешением с расстояния до 5 микрометров (тысячных долей миллиметра), что позволит обнаружить никогда ранее не виданные детали в пигментах.
Кроме того, будет сделано более 12 тысяч фотографий с высоким разрешением с расстояния до 5 микрометров (тысячных долей миллиметра), что позволит обнаружить никогда ранее не виданные детали в пигментах.
«Ночной Дозор» — неофициальное наименование картины. Её настоящее название запомнить непросто: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». На полотне изображено одно из гражданских ополчений Амстердама. Заказчиком выступил руководитель компании Франс Баннинг Кок, который по совместительству был также мэром города.
Неофициальное название картине было дано из-за того, что множество слоёв лака, нанесённых на её поверхность на протяжении веков, затемнили изображение до такой степени, что оно, казалось, передавало ночную сцену. В 1940-х годах лак был снят, под ним обнаружилась гораздо более яркая композиции, но название за работой уже закрепилось.
Неофициальное название картине было дано из-за того, что множество слоёв лака, нанесённых на её поверхность на протяжении веков, затемнили изображение до такой степени, что оно, казалось, передавало ночную сцену. В 1940-х годах лак был снят, под ним обнаружилась гораздо более яркая композиции, но название за работой уже закрепилось.
Источник: Rijksmuseum
За всю историю существования у «Ночного Дозора» было несколько трагичных эпизодов. В 1715 году, когда картину переносили в её первоначального местоположения, полотно было урезано со всех четырёх сторон, чтобы поместить его между двумя колоннами в своём новом доме — в ратуше Амстердама. Тогда оригинальная работа Рембрандта потеряла две фигуры слева.
В 1911 году холст изрезал ножом посетитель, который таким образом выразил протест против «потери» работы. Следующие повреждения картина получила в 1975 году от руки безработного школьного учителя, страдающего психическим расстройством. Он оставил несколько надрезов длиной до 30 сантиметров, что стало поводом для крупных реставрационных работ. В 1990 году мужчина распылил на картину кислоту из припрятанной бутылки, повредив лак.
Поскольку картина никогда не выставлялась на продажу, её стоимость трудно оценить — она считается бесценной. В 2016 году Лувр и Рейксмузеум вскладчину приобрели два портрета кисти Рембрандта за 160 миллионов евро (около 179 миллионов долларов). Однако из-за своего размера и популярности «Ночной Дозор», вероятно, стоит намного больше.
В 1911 году холст изрезал ножом посетитель, который таким образом выразил протест против «потери» работы. Следующие повреждения картина получила в 1975 году от руки безработного школьного учителя, страдающего психическим расстройством. Он оставил несколько надрезов длиной до 30 сантиметров, что стало поводом для крупных реставрационных работ. В 1990 году мужчина распылил на картину кислоту из припрятанной бутылки, повредив лак.
Поскольку картина никогда не выставлялась на продажу, её стоимость трудно оценить — она считается бесценной. В 2016 году Лувр и Рейксмузеум вскладчину приобрели два портрета кисти Рембрандта за 160 миллионов евро (около 179 миллионов долларов). Однако из-за своего размера и популярности «Ночной Дозор», вероятно, стоит намного больше.
Источник: Rijksmuseum
Этап исследования продлится почти год, заявил представитель команды реставраторов Рейксмузейма. Только после его окончания будет представлен окончательный план восстановления картины. Тем не менее, по словам специалиста, у публики по-прежнему будет возможность любоваться самым большим шедевром Рембрандта в стеклянной камере размером 8,5 на 6,7 метров, и это «делает исследовательскую работу ещё более захватывающей».
По материалам CNN