Открытие выставки происходит в период празднования 220-й годовщины Одессы и уже считается главным событием юбилея. О ней активно говорят и пишут — весть о «коллекции Перемена» действительно добрая:
«Ребята, это таки-да грандиозное событие для всех нас: работы И. Мексина, И. Малика, С. Фазини, „ковбоя“ С. Грановского, и, конечно же, Амшея Нюрнберга и Сигизмунда Олесевича… Не могу скрыть свой восторг! Выставка продлится почти месяц — непременно приходите. Такое бывает один раз в жизни», — пишет в фейсбуке знаменитый путешественник и фотограф Виталий Оплачко.
Чтобы разделить эти восторги в полной мере, стоит узнать подоплеку: давнюю историю утраты и новейшую — обретения. Подробности узнаем на пресс-конференци.
История Одесской невероятности: "Общество независимых"
Имена славные и легендарные даже для далеких от искусства людей. Так, Сандро Фазини — это старший брат Ильи Ильфа. После «несчастья», как в Одессе называли революцию 17-го года, он остался жить в Париже. Впрочем, от беды это его не уберегло, он окончил свои дни в Освенциме.
Теофил Фраерман — основатель Одесского музея западного и восточного искусства, в котором работал почти 30 лет. Был избран действительным и постоянным членом жюри Осеннего Салона в Париже. Работал в мастерской Огюста Родена. Выставлялся вместе с Анри Матиссом. Вернулся в Одессу из-за болезни матери, и так не смог вернуться обратно в Париж…
А вот Самюэль (Хаим) Грановский (5 октября 1889, Екатеринослав — июль 1942, Освенцим): его называли «ковбой из Екатеринослава». Он отправился в Одессу изучать живопись в Академии Изящных Искусств, дальше — в Мюнхен, потом — в 1909 г., — в Париж. Там поражает Монмартр своей нарочито «ковбойской» манерой одеваться, и… спутницей — знаменитой натурщицей-мулаткой с Монпарнаса Аишей. Историки называют эту пару «знаковыми персонажами того времени». Грановский много рисует, оформляет частные дома — вообще, о нем пишут как о представителе «Паридской школы». Во время Второй мировой он остается в Париже — вплоть до ареста и депортации в 1942 году…
Надо сказать, что «Общество независимых» в Одессе сформировалось и в значительной степени существовало при поддержке настоящего одессита «с раньшего времени». Яков Перемен был раввином, меценатом, ученым и одним из первых сионистов. Любопытный факт: в Одессе он организовал первый отряд еврейской самообороны и с тех пор погромы в городе прекратились. А еще Перемен с упоением общался с молодыми художниками и покупал их картины.
Пароход «Руслан». 1919 (из фондов Музея истории евреев Одессы)
Коллекция уже экспонировалась в Нью-Йорке и Киеве. После Одессы запланирован тур по столицам Европы. Ну, а пока до 28 сентября картины гостят в МСИО, а также 31 августа музей евреев Одессы открывает выставку «Вокруг „Независимых“: мифы и реальность», посвященную жизни и творчеству забытых художников.