Название именно этой работы, как считают, обеспечило «имя» знаменательному течению: критик-журналист Луи Леруа постарался пообиднее «обозвать» вопиющую манеру новых творцов, а в итоге слово прижилось. Однако вернемся и к дате!
Ее, вернее — установление знаменательного момента, — «заказала» дирекция музея Мармоттан-Моне. Там решили отметить обширной выставкой импрессионистов во главе с Клодом Моне 80-летие музея и 140-летие первого показа публике знаменитого полотна. И, конечно, музейщикам и каталогу нужна была сенсация… Или же, — как хотите, — установление истины в спорном вопросе. О сути спора — ниже, а о личности профессора — прямо сейчас.
Дональд Олсон — профессор физики Техассого университета, уже 25 лет специализируется на установлении времен и мест, изображенных на картинах известных художников. На счету его команды — работы Моне «нормандского периода», а также картины Мунка и Ван Гога. «Арт-астроном» написал книгу о своих поисках с их результатами, которая привлекла внимание публики со всего мира и, конечно, музейщиков. Не обошлось и без карикатур!
«Рассветное» расследование профессора Олсона достойно целой повести Артура Конан Дойляи не одной трубки Шерлока Холмса, судите сами:
— Зная о том, что картину Моне написал в Гавре, он нашел там отель Hotel d’Amirauté и даже комнату на 3 этаже, где останавливался художник.
— Это точно восход, а не закат, как ошибочно указывал один каталог 1878 года: была найдена верфь, и учтено восточное направление
— Такие восходы в таком месте, как изображено на картине, солнце оказываются всего несколько раз в году, и высота его подъема над соответствует 20−30 минутам после восхода солнца.
— Архивы — друг сомнений трудных: в те далекие времена велись метеорологические сводки. А помощники экспертов — приливы, отливы и корабли. Большие корабли могут беспрепятственно заходить в порт Гавра только во время приливов — что и требовалось проследить.
— И с учетом этого, а также направления ветра из труб (см. картину), и факту утра туманного в целом ясного дня были отобраны два «кандидата»: 13 ноября 1872 г. и 25 января 1873 г.
Исследование американца привлекло дополнительное внимание экспертов, и заодно разрешилась и давняя путаница с годом создания полотна: рукой Моне на картине проставлена датам — «'72», но в авторитетном каталоге фигурирует 1873 год. А впервые картина была выставлена годом позже в мастерской фотографа Надара, вместе с работами других художников нового, смелого жанра.
Впрочем, скептики могут сказать — мол, исследователи установили момент, запечатленный на полотне. Как можно поручиться, что Моне «родил» картину именно в этот день? Он мог доработать полотно позже… Оптимисты — специалисты и на это дают ответ: экспертиза показала, что полотно было написано быстро, буквально за несколько часов. Так что отныне мы можем праздновать если не красный, то уж точно — славный день календаря!