«Мы рассмотрели множество крошечных ретушей, скрывающих очень мелкие повреждения холста», — сказал изданию artnet News куратор музея Доде Хардеман. Подкраску сделали поверх маленьких дыр, образованных осколками стекла, часть которых застряла в деревянном подрамнике картины. Но только когда коллега Гардемана, реставратор Рут Хоппе, сделала рентген полотна, она увидела водяные лилии под цветками глицинии.
В преддверии выставки картин Моне с изображениями садов, запланированной на осень, Хоппе проводила исследования вместе с кураторами таких учреждений, как Музей современного искусства в Нью-Йорке и Фонд Бейелера в Швейцарии. «Глициния» (1917/20) — одна из работ, которые Моне написал для фриза над своим знаменитым циклом картин с большими водяными лилиями.
Чиновники решили, что картины будут выставлены в Оранжерее в садах Тюильри, но глицинии не поместились в этом пространстве. Они остались в мастерской Моне с сотнями других работ, которые он создал при подготовке «Большой декорации». Искусствоведам известно лишь о восьми полотнах с глициниями, одно из которых принадлежит Муниципальному музею в Гааге.
Кроме того, подтвердилась теория о том, что «Глициния» из голландского музея была первой в серии и является связующим звеном между знаменитыми водяными лилиями и менее известными глициниями. Дело в том, что Моне обычно не использовал холсты повторно, потому что к концу жизни был богат и не испытывал недостатка в материалах. Очевидно, он начал писать на уже отработанном полотне, поскольку проводил своего рода эксперимент. «В противном случае вы начали бы с чистого листа», — говорит Рут Хоппе.
Следы от осколков стеклянной крыши в мастерской Моне, рухнувшей во время бомбардировки. Фото: Herman Wouters / The New York Times
Сегодня картины Моне с кувшинками входят в число его самых дорогих работ (в мае 2018 одна из них была продана за 80,7 миллиона долларов, установив на том момент аукционный рекорд для художника), но на протяжении десятилетий они выходили из моды. Вскоре после смерти живописца импрессионизм окончательно потерял свою популярность и перешёл в разряд «устаревших» движений.
Интерес к серии возродился лишь в 1950-х годах, когда музеи начали переоценивать работы, а американские художники, такие как абстрактный экспрессионист Марк Ротко и минималист Эллсворт Келли, назвали их источником своего вдохновения. С открытием голландцев цикл «Глицинии» если и не станет столь же популярен, как «Водяные лилии», то, несомненно, привлечёт к себе интерес.