Набросок бородатого мужчины, погружённого в свои мысли, идентифицирован как редкий портрет
Леонардо да Винчи. Рисунок в течение 500 лет хранился в бумагах мастера эпохи Возрождения, которыми владеет британская Королевская коллекция ещё со времен правления Карла II. Считается, что голова, нарисованная тушью, — это второй дошедший до нас прижизненный портрет
художника.
Впервые портрет
будет выставлен в конце мая в экспозиции из 200 рисунков, принадлежащих королеве. Показ «Леонардо да Винчи: жизнь в рисунках» (24 мая — 13 октября) пройдёт в Королевской галерее Букингемского дворца в Лондоне.
Выставка организована по случаю 500-летия со дня смерти Леонардо, который скончался 2 мая 1519 года. Она станет крупнейшей демонстрацией работ художника за более чем 65 лет. Перед этим работы проехали по всей стране и были показаны в десятке музеев в разных городах.
Выставка организована по случаю 500-летия со дня смерти Леонардо, который скончался 2 мая 1519 года. Она станет крупнейшей демонстрацией работ художника за более чем 65 лет. Перед этим работы проехали по всей стране и были показаны в десятке музеев в разных городах.
Посетители Королевской галереи смогут сравнить эскиз, датированный 1517−18 годами, с официально признанным портретом Леонардо, который в 1515−18 годах выполнил сангиной верный помощник мастера Франческо Мельци. «В целом, сложно избежать заключения о том, что [портрет тушью] также является изображением Леонардо, которое набросал подмастерье в период, когда художник находился во Франции в последние годы жизни», — говорит Мартин Клейтон, руководитель отдела гравюр и рисунков в Королевской коллекции.
Эксперт повторно исследовал рисунок перед выставкой и нашёл, что у голов на обоих портретах одинаковый прямой нос и струящаяся борода, которая необычна для Италии начала XVI века. Изображение тушью, как и портрет Мельци, демонстрирует нам древнего философа или провидца, «образ, который культивировал Леонардо», говорит Клейтон.
Эксперт повторно исследовал рисунок перед выставкой и нашёл, что у голов на обоих портретах одинаковый прямой нос и струящаяся борода, которая необычна для Италии начала XVI века. Изображение тушью, как и портрет Мельци, демонстрирует нам древнего философа или провидца, «образ, который культивировал Леонардо», говорит Клейтон.
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи (ок. 1513). Королевская библиотека, Турин
Есть ещё одно изображение Да Винчи, которое считается автопортретом и хранится в итальянском Турине, но некоторые эксперты, включая Мартина Клейтона, сомневаются в сходстве.
Исследователи не обращали внимания на набросок, выполненный на листе грубой бумаги. Их гораздо больше интересовал содержащийся там же рисунок лошадиной ноги, выполненный Леонардо, и голова молодого человека, предположительно нарисованная тем же помощником. По словам Клейтона, за последние полстолетия лист публиковался лишь дважды, и то — из-за конской ноги. Она свидетельствует, что Да Винчи размышлял о конном памятнике, который заказал король Франции и который так и не был воплощён.
Учёный Кеннет Кларк, делавший описание рисунков Леонардо в Виндзорском замке в 1935 года, кратко допустил, что бородатый человек — и есть сам художник.
Клейтон утверждает, что «образ Леонардо, созданный в случайный момент жизни, может быть тривиален как произведение искусства, но чрезвычайно важен, даже трогателен, как запись о самом человеке».
Несмотря то, что Леонардо достиг пика славы в своё время, он остаётся загадочной фигурой для учёных. Множество научных трудов мастера даёт мало информации о его душевном состоянии, а документальные записи о его жизни редки по сравнению с другими художниками эпохи Возрождения. «Попытка понять его мотивы нелегка, — говорит Клейтон. — Любое маленькое свидетельство помогает сложить части головоломки».
Несмотря то, что Леонардо достиг пика славы в своё время, он остаётся загадочной фигурой для учёных. Множество научных трудов мастера даёт мало информации о его душевном состоянии, а документальные записи о его жизни редки по сравнению с другими художниками эпохи Возрождения. «Попытка понять его мотивы нелегка, — говорит Клейтон. — Любое маленькое свидетельство помогает сложить части головоломки».
Наброски плода в утробе
1513, 30.4×22 см
Другими важными экспонатами на выставке, которая откроется 24 мая, станут наброски рук, которые Да Винчи делал для «Поклонения волхвов». Рисунки, которые будут представлены в ультрафиолетовом свете, покажут публике впервые. Посетители также смогут увидеть эскизы к «Тайной вечере» и многие новаторские анатомические исследования Леонардо, такие как «Плод в утробе матери».
По материалам The Art Newspaper и Bloomberg
По материалам The Art Newspaper и Bloomberg