войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Национальная галерея в Лондоне защищается от критики по поводу атрибуции «Спасителя Мира»

Национальная галерея в Лондоне вынуждена оправдываться за включение скандальной картины «Спаситель Мира» в ретроспективу Леонардо да Винчи 2011 — 2012 годах. Критические замечания высказал в своей новой книге «Последний Леонардо» писатель Бен Льюис. Он подверг сомнению честность атрибуции и привёл мнения специалистов, которые считают, что картину частично писали ученики мастера. Льюис также отмечает, что показ этой панели в Национальной галерее как произведения Леонардо, помог Christie’s в 2017 году продать её за 450 миллионов долларов.
Национальная галерея в Лондоне защищается от критики по поводу атрибуции «Спасителя Мира»
Представительница Национальной галереи сказала, что при рассмотрении запросов на заём работ «взвешиваются преимущества, в том числе — какую пользу принесёт показ произведения публике и выставке в целом». Восемь лет назад кураторам было интересно включить в ретроспективу недавно обнаруженного «Спасителя Мира», «поскольку это давало важную возможность проверить новую атрибуцию, напрямую сравнив панель с известными работами Леонардо».

Хотя до открытия выставки в 2011-м «Спаситель Мира» не выставлялся на продажу, Национальная галерея, должно быть, была в курсе, что ближайшие годы он, скорее всего, появится на рынке.
В книге Льюиса, которая вышла сегодня, 18 апреля, а до этого фрагментами публиковалась в газете «Таймс», поставлена под сомнение процедура определения авторства, которую провела Национальная галерея. Процессом руководил Люк Сисон, глава департамента итальянских картин, созданных до 1600 года, и куратор выставки Леонардо.

Как пишет Льюис, в мае 2008 года картину показали пяти ведущим исследователям творчества Леонардо да Винчи. «Похоже, что окончательным результатом собрания в Национальной галерее было два „за“, один „против“ и два воздержавшихся. Конечно, присутствующие пришли к согласию, что Леонардо приложил кисть к фрагментам этой работы, в частности, к хрустальной сфере и ракурсу держащей его руки, золотой вышивке и, прежде всего, к руке, поднятой в благословении. И большинство согласились с тем, что лицо было так сильно повреждено, что уже никто не мог сказать, кто его написал», — отмечается в книге «Последний Леонардо».

Если Льюис прав, то общее мнение свелось к тому, то лишь часть картины была выполнена мастером, а остальное — его помощниками. И всё же в каталоге, который составил для выставки в Нацгалерее Люк Сисон, панель описана как «собственноручная работа» Леонардо. Кураторы выставок имеют полное право делать свои собственные суждения, но удивительно, что Сисон даже не упоминает предположения других ученых о том, что отдельные части изображения могли быть выполнены учениками — даже если сам он не поддерживает эту идею.
Статью в своём каталоге перед аукционом 15 ноября 2017 года Christie’s начал с «драматического снятия покрывала» со «Спасителя Мира» на выставке в Национальной галерее. После чего аукционный дом упомянул о собрании специалистов в мае 2008 года, которое привело «к широкому консенсусу о том, что картина была написана Леонардо» и является «собственноручной работой».

Это означало, что Christie’s собирался продавать панель как оригинальное произведение Леонардо, созданное приблизительно в 1500 году. Без этой твёрдой приписки «Спаситель Мира» не стал бы самой дорогой картиной в мире с конечной ценой в 450 миллионов долларов.

Сам Льюис не считает, что это «собственноручная работа» Леонардо да Винчи. Писатель склоняется к мысли, что картину создали в мастерской, которой руководил художник, а сам он «добавил последние штрихи».
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Новый виток споров об авторстве «Спасителя Мира» возник на фоне того, что картину не могут найти в течение последних восьми месяцев. В сентябре прошлого года она должна была предстать перед публикой в Лувре Абу-Даби для которого, якобы, была куплена. Однако музей отменил презентацию — внезапно и без объяснения причин — незадолго до назначенной даты. С тех пор о панели не было никаких вестей. И хотя Бен Льюис провёл прекрасную детективную работу, расследуя процесс атрибуции произведения, загадка исчезновения самой дорогой картины в мире в конечном счёте от него ускользнула.

По материалам The Art Newspaper