войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Неожиданный результат дал рентген портрета Артемизии Джентилески

Изучение принадлежащей галерее Уффици картины «Святая Екатерина Александрийская» барочной художницы Артемизии Джентилески выявило подмалёвки под верхним слоем, которые практически идентичны холсту того же автора, недавно приобретенному Национальной галереей в Лондоне. Итальянский консерватор теперь предполагает, что основой обеих работ был один и тот же картон или рисунок.
Неожиданный результат дал рентген портрета Артемизии Джентилески
Эксперты использовали неинвазивные методы, чтобы заглянуть под верхний слой работы из Уффици, заявила реставратор Сесилия Фрозинини. На картине изображена коронованная святая, глядящая вверх, с пальмовой ветвью в правой руке, а левой держащая колесо с шипами — свой атрибут. Однако нижний красочный слой, обнаруженный с помощью рентгена, показывает, что лицо героини изначально было обращено к зрителю, а на голове красовался тюрбан — так же, как на «Автопортрете в образе святой Екатерины Александрийской» из Национальной галереи в Лондоне. Учреждение приобрело эту картину в июле прошлого года за 3,6 млн фунтов.

Исследование также выявило «таинственное маленькое личико» слева от лика святой Екатерины. Эта «черта, совершенно вне контекста, как в отношении законченной работы, так и более ранней версии», заявляет Уффици.
  • Артемизия Джентилески, «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1616). Галерея Уффици, Флоренция
  • Рентгеновский снимок работы «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1616). Источник: Galleria degli Uffizi
Реставраторы говорят, что рисунок лондонской картины совпадает с основным изображением итальянского шедевра. «Мы считаем, что у нее был картон или, по крайней мере, подготовительный рисунок, который она использовала несколько раз, добавляя некоторые изменения или вариации от одного к другому», — говорит Сесилия Фрозинини.

Артемизия Джентилески (1593 — 1653), некогда практически вычеркнутая из истории искусств, теперь признана одной из первых художниц, получивших широкую поддержку среди покровителей XVII века.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Представитель Национальной галереи Летиция Тревес сказала, что её учреждение предоставило чертёж автопортрета из своей коллекции галерее Уффици, а также музею Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут для сравнения. (Уодсворд Атенеум владеет «Автопортретом с лютней», на котором героиня изображена по пояс, глядящей на зрителя.) Рисунок рук с картины из Национальной галереи совпадают с нижней частью работы из Уффици, а голова — картиной из Атенеума.

«Эти области идеально перекрываются, буквально до миллиметра, поэтому она, вероятно, использовала какой-то метод переноса сегментов», — сказала Тревес.
Рекомендуемые выставки и показы
Исследование показало, что хотя фигура на лондонском портрете не оригинальна, Джентилески внесла изменения в складки и оттенок платья, говорит Тревес. По её словам, отец художницы Орацио Джентилески точно так же мог изображать на разных холстах одни и те же фигуры.

«Эти художники могли начать картину, затем написать поверх что-то иное, а затем перенести на другой холст, — говорит эксперт. — Всё было довольно гибко, они отвечали на запросы клиентов».

Тем не менее, предстоит сделать ещё множество исследований. «Художественный процесс Артемизии, техническая сторона её творчества, не был таким же объектом изучения, как у других живописцев, — отмечает Тревес. — Любой новый факт, которую мы находим, открывает новые возможности». Датировка портретов из Флоренции, Хартфорда и Лондона лишь приблизительна, поэтому который из них был создан раньше — «это большой вопрос, над которым нам стоит подумать», добавила она.
По материалам The Art Newspaper