Изучение принадлежащей галерее Уффици картины «Святая Екатерина Александрийская» барочной художницы Артемизии Джентилески выявило подмалёвки под верхним слоем, которые практически идентичны холсту того же автора, недавно приобретенному Национальной галереей в Лондоне. Итальянский консерватор теперь предполагает, что основой обеих работ был один и тот же картон или рисунок.
Эксперты использовали неинвазивные методы, чтобы заглянуть под верхний слой работы из Уффици, заявила реставратор Сесилия Фрозинини. На картине изображена коронованная святая, глядящая вверх, с пальмовой ветвью в правой руке, а левой держащая колесо с шипами — свой атрибут. Однако нижний красочный слой, обнаруженный с помощью рентгена, показывает, что лицо героини изначально было обращено к зрителю, а на голове красовался тюрбан — так же, как на «Автопортрете в образе святой Екатерины Александрийской» из Национальной галереи в Лондоне. Учреждение приобрело эту картину в июле прошлого года за 3,6 млн фунтов.
Исследование также выявило «таинственное маленькое личико» слева от лика святой Екатерины. Эта «черта, совершенно вне контекста, как в отношении законченной работы, так и более ранней версии», заявляет Уффици.
Исследование также выявило «таинственное маленькое личико» слева от лика святой Екатерины. Эта «черта, совершенно вне контекста, как в отношении законченной работы, так и более ранней версии», заявляет Уффици.
Реставраторы говорят, что рисунок лондонской картины совпадает с основным изображением итальянского шедевра. «Мы считаем, что у нее был картон или, по крайней мере, подготовительный рисунок, который она использовала несколько раз, добавляя некоторые изменения или вариации от одного к другому», — говорит Сесилия Фрозинини.
Артемизия Джентилески (1593 — 1653), некогда практически вычеркнутая из истории искусств, теперь признана одной из первых художниц, получивших широкую поддержку среди покровителей XVII века.
Артемизия Джентилески (1593 — 1653), некогда практически вычеркнутая из истории искусств, теперь признана одной из первых художниц, получивших широкую поддержку среди покровителей XVII века.
Автопортрет в образе святой Екатерины
1615, 71×71 см
Представитель Национальной галереи Летиция Тревес сказала, что её учреждение предоставило чертёж автопортрета из своей коллекции галерее Уффици, а также музею Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут для сравнения. (Уодсворд Атенеум владеет «Автопортретом с лютней», на котором героиня изображена по пояс, глядящей на зрителя.) Рисунок рук с картины из Национальной галереи совпадают с нижней частью работы из Уффици, а голова — картиной из Атенеума.
«Эти области идеально перекрываются, буквально до миллиметра, поэтому она, вероятно, использовала какой-то метод переноса сегментов», — сказала Тревес.
«Эти области идеально перекрываются, буквально до миллиметра, поэтому она, вероятно, использовала какой-то метод переноса сегментов», — сказала Тревес.
Автопортрет с лютней
1617, 30×28 см
Исследование показало, что хотя фигура на лондонском портрете не оригинальна, Джентилески внесла изменения в складки и оттенок платья, говорит Тревес. По её словам, отец художницы Орацио Джентилески точно так же мог изображать на разных холстах одни и те же фигуры.
«Эти художники могли начать картину, затем написать поверх что-то иное, а затем перенести на другой холст, — говорит эксперт. — Всё было довольно гибко, они отвечали на запросы клиентов».
Тем не менее, предстоит сделать ещё множество исследований. «Художественный процесс Артемизии, техническая сторона её творчества, не был таким же объектом изучения, как у других живописцев, — отмечает Тревес. — Любой новый факт, которую мы находим, открывает новые возможности». Датировка портретов из Флоренции, Хартфорда и Лондона лишь приблизительна, поэтому который из них был создан раньше — «это большой вопрос, над которым нам стоит подумать», добавила она.
«Эти художники могли начать картину, затем написать поверх что-то иное, а затем перенести на другой холст, — говорит эксперт. — Всё было довольно гибко, они отвечали на запросы клиентов».
Тем не менее, предстоит сделать ещё множество исследований. «Художественный процесс Артемизии, техническая сторона её творчества, не был таким же объектом изучения, как у других живописцев, — отмечает Тревес. — Любой новый факт, которую мы находим, открывает новые возможности». Датировка портретов из Флоренции, Хартфорда и Лондона лишь приблизительна, поэтому который из них был создан раньше — «это большой вопрос, над которым нам стоит подумать», добавила она.
По материалам The Art Newspaper