Картина, которая до сих пор считалась более поздней и более грубой копией шедевра Сандро Боттичелли, является редким оригиналом, который был создан в собственной мастерской художника. Такое заявление сделала британская государственная Комиссия по историческим зданиям и памятникам, известная в обиходе как «Английское наследие».
Художественное произведение — эскиз Мадонны с младенцем под названием «Мадонна с гранатом» — было покрыто толстыми слоями пожелтевшего лака, а тонкая работа художника скрывалась под значительными фрагментами грубых перекрашиваний. Из-за них эксперты и предполагали, что перед ними — низкокачественная имитация.
Однако после первой за более чем столетие реставрации специалисты подтвердили, что круглая картина, тондо, была сделана в мастерской Сандро Боттичелли во Флоренции в эпоху Возрождения. Однако они не уверены, что над ней работал сам мастер.
Однако после первой за более чем столетие реставрации специалисты подтвердили, что круглая картина, тондо, была сделана в мастерской Сандро Боттичелли во Флоренции в эпоху Возрождения. Однако они не уверены, что над ней работал сам мастер.
Мадонна с гранатом (Мадонна делла Мелаграна)
1487, 143.5×143.5 см
«Мадонна с гранатом» была куплена алмазным магнатом и коллекционером произведений искусства Джулиусом Вернером в 1897 году и висела в нескольких великих домах Англии. Несколько десятилетий назад всё собрание было передано «Английскому наследию» и выставлено на обозрение в Ренджерс-хаусе в Гринвиче, южный Лондон. Увеличенная версия этой картины Боттичелли принадлежит галерее Уффици во Флоренции.
По словам Рэйчел Тёрнбулл, старшего хранителя коллекций «Английского наследия», восстановление художественной работы заняло несколько лет. Это позволило провести ряд научных исследований, которые, наряду с анализом обнаруженных под наслоениями мазков кисти, подтвердили оригинальное происхождение картины.
«Боттичелли очень узнаваем, и если вы хоть немного знаете об истории искусства, то, взглянув на картину, сразу поймёте, что это он. Но, конечно, есть несомненные произведения Боттичелли, и, вероятно, не его. Поэтому мы просто хотели быть очень осторожными в том, что говорим», — сказала эксперт.
По словам Рэйчел Тёрнбулл, старшего хранителя коллекций «Английского наследия», восстановление художественной работы заняло несколько лет. Это позволило провести ряд научных исследований, которые, наряду с анализом обнаруженных под наслоениями мазков кисти, подтвердили оригинальное происхождение картины.
«Боттичелли очень узнаваем, и если вы хоть немного знаете об истории искусства, то, взглянув на картину, сразу поймёте, что это он. Но, конечно, есть несомненные произведения Боттичелли, и, вероятно, не его. Поэтому мы просто хотели быть очень осторожными в том, что говорим», — сказала эксперт.
При инфракрасном и рентгеновском исследованиях, а также анализе пигментов всё указывало на соответствующую дату. Однако учёные окончательно убедились в оригинальности картины, когда тщательно очистили нимб вокруг головы младенца Христа.
«Мы долго думали о том, нужно ли снимать этот поздний ореол. Но когда в конце концов решились на это, то нашли доказательства под оригинальным гало, но в немного наклонном свете. Я наклонилась, чтобы что-то подобрать, посмотрела вверх, увидела этот идеальный образец оригинального нимба, и подумала: „Бинго, это оно“. Абсолютно похоже на другие произведения из его мастерской», — рассказала Рэйчел Тёрнбулл.
«Мы долго думали о том, нужно ли снимать этот поздний ореол. Но когда в конце концов решились на это, то нашли доказательства под оригинальным гало, но в немного наклонном свете. Я наклонилась, чтобы что-то подобрать, посмотрела вверх, увидела этот идеальный образец оригинального нимба, и подумала: „Бинго, это оно“. Абсолютно похоже на другие произведения из его мастерской», — рассказала Рэйчел Тёрнбулл.
По её словам, Боттичелли мог работать над фрагментами эскиза, но команда экспертов не смогла доказать это. «Конечно, мы бы хотели сказать, что это рука мастера. Но мы кое-что теряем из виду. Если вы жили в XV веке и хотели бы купить подобную картину, то покупали бы её как работу Боттичелли, а не мастерской Боттичелли — так бы вы считали», — пояснила эксперт.
«Мадонна с гранатом» будет выставлена на обозрение в понедельник, 1 апреля, когда Ренджерс-хаус вновь откроется для публики.
«Мадонна с гранатом» будет выставлена на обозрение в понедельник, 1 апреля, когда Ренджерс-хаус вновь откроется для публики.
По материалам The Guardian