Арт-дилеры обычно предпочитают поспорить друг с другом относительно стратегий продаж, но с одной идеей довольно долгое время согласны практически все. Она заключается в том, что никакие цвета спектра не притягивают столько денег к произведениям искусства, как красный и синий. И хотя многие продавцы работают с верой в это уже не одно десятилетие, экспериментальные исследования подтвердили их правоту лишь недавно.
Доказательства приведены в новой статье под названием «Цвета, эмоции и аукционная ценность картин», опубликованной сотрудниками CentERlab в Тилбургском университете в Нидерландах. Трое соавторов исследовали изолированное влияние только цвета на исторические аукционные цены, а также проверяли в новых экспериментальных условиях, возникают ли какие-то наценки на основе оттенков.
Выводы? Абстрактные картины, в которых преобладают синий и красный цвета, действительно продавались на аукционах значительно дороже, чем выполненные любыми другими основными или дополнительными цветами. И подобные предпочтения прослеживались в лабораторных занятиях с выходцами из Китая, Америк и Европы.
Выводы? Абстрактные картины, в которых преобладают синий и красный цвета, действительно продавались на аукционах значительно дороже, чем выполненные любыми другими основными или дополнительными цветами. И подобные предпочтения прослеживались в лабораторных занятиях с выходцами из Китая, Америк и Европы.
«Хотя на протяжении веков было предложено множество теорий цвета — начиная с Эмпедокла и Аристотеля, продолжая художниками, физиками, философами, психологами и недавно нейробиологами, — поразительно, что лишь немногие научные исследования изучали экономическое влияние цвета и эмоциональный канал, который связывается цвет и цены на аукционном рынке», — сказал в интервью artnet News один из авторов открытия Маршалл Ма.
Начало исследованию дала статья «Что продаёт искусство?», написанная в 2013 году Филиппом Хуком, который тогда был директором и старшим специалистом по живописи в аукционном доме Sotheby’s. Он утверждал, что «синие и красные цвета, как правило, приносят хорошие новости» дилерам.
Обе части исследования, проведённого Ма и коллегами, подтвердили слова Хука. В первой части специалисты проанализировали результаты аукционов между 1994 и 2017 годами, собрав историческую базу данных из почти 5500 абстрактных работ, выполненных последователями таких связанных с цветом движений, как абстрактный экспрессионизм .
Обе части исследования, проведённого Ма и коллегами, подтвердили слова Хука. В первой части специалисты проанализировали результаты аукционов между 1994 и 2017 годами, собрав историческую базу данных из почти 5500 абстрактных работ, выполненных последователями таких связанных с цветом движений, как абстрактный экспрессионизм .
Строки
1982, 279.4×400 см
Все работы были отобраны так, чтобы устранить как можно больше конкурирующих эстетических факторов, включая образы, геометрические узоры и непрямоугольные формы холста, чтобы цвет остался основным стимулом. Также были оставлены без внимания коллажи, принты, отозванные лоты и приобретённые в комплекте.
Результаты оказались убедительными. В среднем, работы из этой подборки продавались по ценам на 10,6% выше, если количество синего в композиции вырастало на одно стандартное отклонение по сравнению с тем, что авторы называют «эталонным белым». Средняя цена была на 4,2% выше, если процент красного увеличивался на одно стандартное отклонение. В абсолютных величинах это был прирост примерно в 53 тысячи 600 долларов США за увеличение стандартного отклонения в синем, и около 21 тысячи 200 долларов за увеличение стандартного отклонения в красном.
Результаты оказались убедительными. В среднем, работы из этой подборки продавались по ценам на 10,6% выше, если количество синего в композиции вырастало на одно стандартное отклонение по сравнению с тем, что авторы называют «эталонным белым». Средняя цена была на 4,2% выше, если процент красного увеличивался на одно стандартное отклонение. В абсолютных величинах это был прирост примерно в 53 тысячи 600 долларов США за увеличение стандартного отклонения в синем, и около 21 тысячи 200 долларов за увеличение стандартного отклонения в красном.
Похожие результаты дала серия экспериментальных сессий, проведённых в трёх университетах. Там примерно пятистам студентам (включая китайцев, американцев и европейцев) было предложено установить стоимость ряда работ из аукционной базы данных, продемонстрированных на мониторе. После оценки эмоционального отклика на произведения и ранжирования их с точки зрения предпочтений, испытуемым было предложено сделать ставку на каждый лот, используя фонд, выраженный в «экспериментальных денежных единицах».
Результаты были в основном одинаковыми во всех трёх культурах: участники ставили почти на 20% больше среднего на монохромную синюю и монохромную красную абстракции — и это были две самые высокие надбавки.
Результаты были в основном одинаковыми во всех трёх культурах: участники ставили почти на 20% больше среднего на монохромную синюю и монохромную красную абстракции — и это были две самые высокие надбавки.
Танец (II)
1910, 260×391 см
Более ста работ известных художников в подборке Артхива Красное и синее. Цвет в живописи
В эксперименте были и неожиданные условия. Испытуемые могли не делать ставки, но любая выигравшая ставка могла быть сопоставлена с автоматически сгенерированной «продажной ценой» в конце сеанса. Если предложение участника эксперимента превышало цену продажи, он получал «высококачественную физическую репродукцию» соответствующей работы. При этом исследователи вычитали выигравшую ставку из их оплаты за участие в исследовании. «Мы не только хотели, чтобы люди указывали свои предпочтения, но и подкрепляли это деньгами», — сказал Ма.
А поскольку крупные аукционные дома продолжают анонсировать главные лоты предстоящих продаж, вы сами можете проследить за распределением этих двух цветов. «Судя по всему, смешение синего и красного на самом деле даёт зелень, а зелёный — совсем не цвет денег», — иронизирует artnet.
А поскольку крупные аукционные дома продолжают анонсировать главные лоты предстоящих продаж, вы сами можете проследить за распределением этих двух цветов. «Судя по всему, смешение синего и красного на самом деле даёт зелень, а зелёный — совсем не цвет денег», — иронизирует artnet.
По материалам artnet News