войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Красный и синий цвета повышают аукционные цены картин, обнаружили эксперты

Арт-дилеры обычно предпочитают поспорить друг с другом относительно стратегий продаж, но с одной идеей довольно долгое время согласны практически все. Она заключается в том, что никакие цвета спектра не притягивают столько денег к произведениям искусства, как красный и синий. И хотя многие продавцы работают с верой в это уже не одно десятилетие, экспериментальные исследования подтвердили их правоту лишь недавно.
Красный и синий цвета повышают аукционные цены картин, обнаружили эксперты
Доказательства приведены в новой статье под названием «Цвета, эмоции и аукционная ценность картин», опубликованной сотрудниками CentERlab в Тилбургском университете в Нидерландах. Трое соавторов исследовали изолированное влияние только цвета на исторические аукционные цены, а также проверяли в новых экспериментальных условиях, возникают ли какие-то наценки на основе оттенков.

Выводы? Абстрактные картины, в которых преобладают синий и красный цвета, действительно продавались на аукционах значительно дороже, чем выполненные любыми другими основными или дополнительными цветами. И подобные предпочтения прослеживались в лабораторных занятиях с выходцами из Китая, Америк и Европы.
  • Марк Шагал, «Пейзаж в синем» (1949). Музей фон дер Хейдт, Вупперталь
  • Филипп Малявин, «Женщины» (1904). Русский музей, Санкт-Петербург
«Хотя на протяжении веков было предложено множество теорий цвета — начиная с Эмпедокла и Аристотеля, продолжая художниками, физиками, философами, психологами и недавно нейробиологами, — поразительно, что лишь немногие научные исследования изучали экономическое влияние цвета и эмоциональный канал, который связывается цвет и цены на аукционном рынке», — сказал в интервью artnet News один из авторов открытия Маршалл Ма.
Начало исследованию дала статья «Что продаёт искусство?», написанная в 2013 году Филиппом Хуком, который тогда был директором и старшим специалистом по живописи в аукционном доме Sotheby’s. Он утверждал, что «синие и красные цвета, как правило, приносят хорошие новости» дилерам.

Обе части исследования, проведённого Ма и коллегами, подтвердили слова Хука. В первой части специалисты проанализировали результаты аукционов между 1994 и 2017 годами, собрав историческую базу данных из почти 5500 абстрактных работ, выполненных последователями таких связанных с цветом движений, как абстрактный экспрессионизм
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
Читать дальше
.
Джоан Митчелл. Строки
Строки
1982, 279.4×400 см
Все работы были отобраны так, чтобы устранить как можно больше конкурирующих эстетических факторов, включая образы, геометрические узоры и непрямоугольные формы холста, чтобы цвет остался основным стимулом. Также были оставлены без внимания коллажи, принты, отозванные лоты и приобретённые в комплекте.

Результаты оказались убедительными. В среднем, работы из этой подборки продавались по ценам на 10,6% выше, если количество синего в композиции вырастало на одно стандартное отклонение по сравнению с тем, что авторы называют «эталонным белым». Средняя цена была на 4,2% выше, если процент красного увеличивался на одно стандартное отклонение. В абсолютных величинах это был прирост примерно в 53 тысячи 600 долларов США за увеличение стандартного отклонения в синем, и около 21 тысячи 200 долларов за увеличение стандартного отклонения в красном.
Похожие результаты дала серия экспериментальных сессий, проведённых в трёх университетах. Там примерно пятистам студентам (включая китайцев, американцев и европейцев) было предложено установить стоимость ряда работ из аукционной базы данных, продемонстрированных на мониторе. После оценки эмоционального отклика на произведения и ранжирования их с точки зрения предпочтений, испытуемым было предложено сделать ставку на каждый лот, используя фонд, выраженный в «экспериментальных денежных единицах».

Результаты были в основном одинаковыми во всех трёх культурах: участники ставили почти на 20% больше среднего на монохромную синюю и монохромную красную абстракции — и это были две самые высокие надбавки.
Более ста работ известных художников в подборке Артхива Красное и синее. Цвет в живописи
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$545
Оригинал
Татьяна Гоголошвили. Магритт в городе.
  • Реклама
Магритт в городе.
2024, 40×30 см
$130
Оригинал
Nina Rassen. Сотворение мира День-5
  • Реклама
Сотворение мира День-5
XXI век, 80×2×80 см
Зайченко Георгий. Домик в саду
  • Реклама
Домик в саду
2010, 65×65 см
$871
Оригинал
Неизвестный художник. Мир
  • Реклама
Мир
Григор Багдасарян. Гвозди
  • Реклама
Гвозди
2015, 60×40 см
Наталия Припутникова. Ночной город
  • Реклама
Ночной город
XXI век, 50×50×2 см
$163
Оригинал
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 872
Оригинал
Андрей Люмес. "У самого синего моря"
  • Реклама
"У самого синего моря"
2023, 45×35 см
$76
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза-2
  • Реклама
Стрекоза-2
2023, 50×60×1.5 см
$272
Оригинал
В эксперименте были и неожиданные условия. Испытуемые могли не делать ставки, но любая выигравшая ставка могла быть сопоставлена с автоматически сгенерированной «продажной ценой» в конце сеанса. Если предложение участника эксперимента превышало цену продажи, он получал «высококачественную физическую репродукцию» соответствующей работы. При этом исследователи вычитали выигравшую ставку из их оплаты за участие в исследовании. «Мы не только хотели, чтобы люди указывали свои предпочтения, но и подкрепляли это деньгами», — сказал Ма.

А поскольку крупные аукционные дома продолжают анонсировать главные лоты предстоящих продаж, вы сами можете проследить за распределением этих двух цветов. «Судя по всему, смешение синего и красного на самом деле даёт зелень, а зелёный — совсем не цвет денег», — иронизирует artnet.

По материалам artnet News