войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Красный и синий цвета повышают аукционные цены картин, обнаружили эксперты

Арт-дилеры обычно предпочитают поспорить друг с другом относительно стратегий продаж, но с одной идеей довольно долгое время согласны практически все. Она заключается в том, что никакие цвета спектра не притягивают столько денег к произведениям искусства, как красный и синий. И хотя многие продавцы работают с верой в это уже не одно десятилетие, экспериментальные исследования подтвердили их правоту лишь недавно.
Красный и синий цвета повышают аукционные цены картин, обнаружили эксперты
Доказательства приведены в новой статье под названием «Цвета, эмоции и аукционная ценность картин», опубликованной сотрудниками CentERlab в Тилбургском университете в Нидерландах. Трое соавторов исследовали изолированное влияние только цвета на исторические аукционные цены, а также проверяли в новых экспериментальных условиях, возникают ли какие-то наценки на основе оттенков.

Выводы? Абстрактные картины, в которых преобладают синий и красный цвета, действительно продавались на аукционах значительно дороже, чем выполненные любыми другими основными или дополнительными цветами. И подобные предпочтения прослеживались в лабораторных занятиях с выходцами из Китая, Америк и Европы.
  • Марк Шагал, «Пейзаж в синем» (1949). Музей фон дер Хейдт, Вупперталь
  • Филипп Малявин, «Женщины» (1904). Русский музей, Санкт-Петербург
«Хотя на протяжении веков было предложено множество теорий цвета — начиная с Эмпедокла и Аристотеля, продолжая художниками, физиками, философами, психологами и недавно нейробиологами, — поразительно, что лишь немногие научные исследования изучали экономическое влияние цвета и эмоциональный канал, который связывается цвет и цены на аукционном рынке», — сказал в интервью artnet News один из авторов открытия Маршалл Ма.
Начало исследованию дала статья «Что продаёт искусство?», написанная в 2013 году Филиппом Хуком, который тогда был директором и старшим специалистом по живописи в аукционном доме Sotheby’s. Он утверждал, что «синие и красные цвета, как правило, приносят хорошие новости» дилерам.

Обе части исследования, проведённого Ма и коллегами, подтвердили слова Хука. В первой части специалисты проанализировали результаты аукционов между 1994 и 2017 годами, собрав историческую базу данных из почти 5500 абстрактных работ, выполненных последователями таких связанных с цветом движений, как абстрактный экспрессионизм
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
Читать дальше
.
Джоан Митчелл. Строки
Строки
1982, 279.4×400 см
Рекомендуемые работы
Савелий Камский. Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
2024, 50×60 см
$533
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Все работы были отобраны так, чтобы устранить как можно больше конкурирующих эстетических факторов, включая образы, геометрические узоры и непрямоугольные формы холста, чтобы цвет остался основным стимулом. Также были оставлены без внимания коллажи, принты, отозванные лоты и приобретённые в комплекте.

Результаты оказались убедительными. В среднем, работы из этой подборки продавались по ценам на 10,6% выше, если количество синего в композиции вырастало на одно стандартное отклонение по сравнению с тем, что авторы называют «эталонным белым». Средняя цена была на 4,2% выше, если процент красного увеличивался на одно стандартное отклонение. В абсолютных величинах это был прирост примерно в 53 тысячи 600 долларов США за увеличение стандартного отклонения в синем, и около 21 тысячи 200 долларов за увеличение стандартного отклонения в красном.
Похожие результаты дала серия экспериментальных сессий, проведённых в трёх университетах. Там примерно пятистам студентам (включая китайцев, американцев и европейцев) было предложено установить стоимость ряда работ из аукционной базы данных, продемонстрированных на мониторе. После оценки эмоционального отклика на произведения и ранжирования их с точки зрения предпочтений, испытуемым было предложено сделать ставку на каждый лот, используя фонд, выраженный в «экспериментальных денежных единицах».

Результаты были в основном одинаковыми во всех трёх культурах: участники ставили почти на 20% больше среднего на монохромную синюю и монохромную красную абстракции — и это были две самые высокие надбавки.
Более ста работ известных художников в подборке Артхива Красное и синее. Цвет в живописи
Рекомендуемые выставки и показы
В эксперименте были и неожиданные условия. Испытуемые могли не делать ставки, но любая выигравшая ставка могла быть сопоставлена с автоматически сгенерированной «продажной ценой» в конце сеанса. Если предложение участника эксперимента превышало цену продажи, он получал «высококачественную физическую репродукцию» соответствующей работы. При этом исследователи вычитали выигравшую ставку из их оплаты за участие в исследовании. «Мы не только хотели, чтобы люди указывали свои предпочтения, но и подкрепляли это деньгами», — сказал Ма.

А поскольку крупные аукционные дома продолжают анонсировать главные лоты предстоящих продаж, вы сами можете проследить за распределением этих двух цветов. «Судя по всему, смешение синего и красного на самом деле даёт зелень, а зелёный — совсем не цвет денег», — иронизирует artnet.

По материалам artnet News