Киевский Музей Богдана и Варвары Ханенко много лет ведет поиск шедевров, пропавших из коллекции в годы Второй мировой войны. На днях Музей получил хорошую новость: прокурор Манхэттена объявил о намерении вернуть картину Пьера Луи Гудро «Влюбленный взгляд» законным владельцам. Картина кисти ученика Фрагонара «всплыла» в 2013 году на аукционе Doyle в Нью-Йорке, был опознана работниками музея как исчезнувшая, продажу остановили и дело передали в ФБР.
По информации Музея Ханенко, произведение в 1998 году было включено в Каталог произведений западноевропейской живописи, утраченных во время Второй мировой войны, а в 2003 году включено в электронную версию каталога. Судя по провенансу, размещенному аукционистами Doyle в 2013 году (эстимейт 4−6 тысяч долларов), после войны картина попала в частную коллекцию в Лондоне, а в 1953 году ее приобрел коллекционер из штата Массачусетс. Музей считает, что первоначальное появление картины в Лондоне подтверждает ее принадлежность Музею Ханенко, поскольку ранее именно в Лондоне впервые «всплыли» две другие картины, утраченные Музеем во время войны: «Аркадийский пейзаж» Корнелиуса Пуленберга и «Портрет семьи ван дер Меер, посла Нидерландов в Италии» кисти Исаака Палинга.
Зал Музея Ханенко перед Великой отечественной войной. 1940 год. Источник.
Картина, получившая на аукционе название «Влюбленный взгляд», попала в Музей Ханенко в 1925 году по завещанию коллекционера Василия Щавинского (1868 — 1923) вместе с другими произведениями и первоначально атрибутировалась как «Семейный портрет» кисти Жана Оноре Фрагонара. Авторство поставил под сомнение директор музея по научной работе, профессор Сергей Гиляров. После переписки с хранителем французской живописи Государственного Эрмитажа, профессором Валентином Миллером последний с уверенностью приписал картину кисти ученика Фрагонара, Пьера Луи Гудро (1694 — 1731), чьи работы встречаются очень редко. В 1931 году картина вошла в новый научный каталог Музея Ханенко как работа Гудро и стала частью экскурсионной программы. Во время войны картина не была эвакуирована, и, по всей вероятности, была похищена отступающими фашистскими войсками в последние дни оккупации Киева.
Скрин из Твиттера. Источник: US Attorney SDNY @SDNYnews
В 2014 году сотрудница Музея Ханенко Елена Живкова во время визита в Нью-Йорк получила доступ к картине «Влюбленный взгляд» и отыскала на произведении отметки Музея, что говорит о принадлежности картины. Позже атрибуцию провела Патриция Кеннеди Гримстед, известная исследовательница судьбы перемещенных культурных ценностей, научный сотрудник центра Дэвиса Гарвардского университета. Она сопоставила фотографию картины из музейного архива с фотографиями обратной стороны полотна и подрамника. Гримстед пришла к выводу, что, несмотря на то, что полотно было незначительно обрезано, на фотографиях — одна и та же картина из коллекции Музея Ханенко. В конце декабря 2018 года Министерство культуры Украины повторно обратилось к Госдепартаменту США с просьбой о возвращении картины. Нынешняя новость появилась на сайте прокуратуры Южного округа Нью-Йорка.
По информации ФБР, картина и сопроводительные материалы находятся в прокуратуре Нью-Йорка в ожидании окончательного решения.
По информации ФБР, картина и сопроводительные материалы находятся в прокуратуре Нью-Йорка в ожидании окончательного решения.
Титульная иллюстрация: Пьер Луи Гудро, «Влюбленный взгляд». Подготовлено по материалам пресс-релиза Музея Богдана и Варвары Ханенко.