войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Ретроспектива Марка Ротко в Вене представит картины из личной коллекции семьи художника

Одна из самых знаковых выставок 2019 года открывается 12 марта в венском Музее истории искусств. Впервые в Австрии представляют обзор всей карьеры Марка Ротко (1903−1970) — одного из самых замечательных художников XX века. Свыше сорока картин демонстрируют, как он изучал идеи священного, духовного, трагического и вечного. Дети художника Кейт и Кристофер предоставили для ретроспективы несколько картин из семейной коллекции.
Ретроспектива Марка Ротко в Вене представит картины из личной коллекции семьи художника
Коллекция Музея истории искусств охватывает около пяти тысяч лет человеческого творчества — от Древнего Египта до барокко. И эта выставка предоставляет уникальную возможность воочию увидеть глубокий интерес Марка Ротко к искусству прошлого, изучению которого художник посвятил всю свою карьеру. Будучи ещё студентом, он приходил в Метрополитен-музей в Нью-Йорке, где познакомился с картинами Рембрандта, Вермеера и других классических мастеров. Позже отправился в Европу, чтобы увидеть её церкви, часовни и коллекции живописи старых мастеров в Париже, Лондоне, Венеции, Ареццо, Сиене, Риме, Помпеях и Флоренции.
  • Марк Ротко перед картиной «№ 7», 1960. Фото: Regina Bogat
  • Марк Ротко, «№ 7» (1960). Музей современного искусства, Нагано
Выставка подчёркивает влияние определённых мест на развитие стилистики Ротко — от Библиотеки Лауренциана, построенной о проекту Микеланджело, и фресок Фра Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции, до греческих храмов Пестума и Баптистерия Торчелло в Венеции.
Когда в завершающей стадии жизни Ротко порвал с традицией, чтобы создать радикально новую форму художественного самовыражения, он сделал это, опираясь на обширные знания и с глубоким уважением к предшественникам. По словам критика Джона Бергера, Ротко посмотрел в прошлое «так, как не делал ни один другой художник».
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Марк Ротко, «Комната в Карнаке» (1946). Коллекция Кейт и Кристофера Ротко

Ретроспектива демонстриру

Марк Ротко, «Комната в Карнаке» (1946). Коллекция Кейт и Кристофера Ротко

Ретроспектива демонстрирует радикальное развитие творчества Ротко на протяжении нескольких десятилетий: от ранних фигуративных картин 1930-х годов, переходных 1940-х — до революционных зрелых работ 1950-х и 1960-х годов. В центре экспозиции находится целая галерея крупномасштабных фресок, созданных в 1958−59 годах, первоначально предназначенных для небоскрёба Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. Завершает показ зал с классическими картинами последнего десятилетия жизни Ротко, которые демонстрируют, как он учился технике у Старых мастеров, наслаивая цвета в манере Тициана и развивая ощущение «внутреннего света» вслед за Рембрандтом.

С беспощадной силой и полностью осознавая риск, Ротко создал форму человеческой драмы, которая по сей день продолжает двигать и вдохновлять художников, кураторов и широкую публику. По словам ведущего немецкого живописца нашего времени Герхарда Рихтера: «Он был человеком, который создал для нас особое искусство, и никто другой больше не сделает такие картины снова. Я верю, что Ротко сохранит свою важность на протяжении веков».
Марк Ротко никогда не бывал в Австрии, но считается, что он видел коллекции Музея истории искусств, когда они экспонировались в Метрополитен-музее в 1950 году. Однако художник знал эту страну по музыке, которой увлекался. У него хранились записи Моцарта, Шуберта, Гайдна и Бетховена в исполнении оркестра Венского Концертхауса и однажды он сказал знаменитую фразу: «Я стал художником, потому что хотел поднять живопись до уровня остроты музыки и поэзии».
Марк Ротко. Автопортрет
Марк Ротко. № 2 (Белый, красный и желтый)
Марк Ротко. № 16. Красный, белый и коричневый
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Марк Ротко. Без названия (Красный, оранжевый)
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Фрагмент выставки. Фото: KHM-Museumsverband
Консультации куратору выставки Джасперу Шарпу давал сын художника Кристофер Ротко. А крупные займы предоставили семья живописца, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, а также швейцарский Фонд Бейелера, нью-йоркский Еврейский музей, художественные музеи Берна и Базеля.

Ретроспектива «Марк Ротко» в Музее истории искусств в Вене продлится до 20 июня.
Тем временем, в мае аукционный дом Sotheby’s предложит на торги две работы Марка Ротко на бумаге — «Без названия (Красный и бордовый на синем)» с оценкой в 9−12 миллионов долларов США и «Без названия (Красный на красном)» с эстимейтом в 7−10 миллионов. Оба произведения были созданы в 1969-м — последнем году жизни мастера — и принадлежали канадским коллекционерам Блеме и Арнольду Штейнбергам.
  • Марк Ротко, «Без названия (Красный и бордовый на синем)», 1969. Частная коллекция
  • Марк Ротко, «Без названия (Красный на красном)», 1969. Частная коллекция
Рекомендуемые выставки и показы
В пресс-релизе картины описаны как «великолепные воплощения легендарных цветовых полей художника, выделяющиеся своей редкой изящной яркостью в тот период карьеры Ротко, который характеризуется преимущественно мрачной палитрой».

Нынешний аукционный рекорд для работ живописца на бумаге составляет 18,9 миллиона долларов. За такую цену в мае 2018 года на Sotheby’s было продано ещё одно произведение, датированное 1969 годом.

По материалам официальных сайтов Музея истории искусств в Вене и аукционного дома Sotheby’s