Особый талант Бернарта ван Орлея заключался в способности объединять различные художественные течения в одном новом визуальном языке. Он следовал традициям фламандских примитивистов, но добавлял новые элементы. Большое влияние на него оказал Альбрехт Дюрер, с которым Ван Орлей встретился в 1520 году, и принципы итальянского Ренессанса. С ними художник был знаком по картонам к гобеленам авторства Рафаэля и Леонардо да Винчи. Эти работы были известны в Брюсселе, поскольку в XVI веке этот город был столицей ковроткачества в Европе.
Бернарт ван Орлей, «Портрет Йориса ван Целле» (1519). Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Уникальный стиль Ван Орлея довольно быстро заметили представители высшей аристократии. Маргарита Австрийская, которая управляла Нидерландами из Мехелена, назначила его придворным художником. Она заказала живописцу несколько важных портретов, тем самым положив начало его карьере. Впоследствии Ван Орлей соприкасался с космополитичным двором её племянника Карла V на холме Куденберг в Брюсселе, который тогда стал центром европейской власти.
Работы Бернарта ван Орлея закрепили образы этих правителей. Со временем его интерес переключился с картин на гобелены и витражи, которые ценились выше. Гобелены были настоящими шедеврами. Их огромные размеры, дорогие материалы (золото, серебро, шёлк) и яркие цвета создавали поразительный эффект, который подчёркивал великолепие и статус двора.
Талант к нововведениям сделал Бернарта ван Орлея одной из ключевых исторических фигур в мире искусства, благодаря которым сформировался Северный Ренессанс . Но, несмотря на устойчивую репутацию и присутствие его произведений в крупнейших коллекциях, ни одной серьёзной монографии, посвящённой творчеству живописца, выпущено не было. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Музей искусства и истории Брюсселя и BOZAR объединились, чтобы воплотить этот проект.
В центре внимания — два настенных ковра из серии «Охота Карла V», взятые в аренду у парижского Лувра, и гобелен из цикла «Битва за Павию», одолженные у Музея Каподимонте в Неаполе. Из двух других коллекций — в том числе Метрополитен-музея в Нью-Йорке — прибыли два исключительно хорошо продуманных эскиза для ныне утерянных настенных ковров по заказу двора Нассау.
Выставка «Бернарт ван Орлей. Брюссель и Ренессанс» в Центре изобразительных искусств BOZAR работает до 26 мая.