Голландские и французские исследователи обнаружили секрет, лежащий в основе блестящей и живой техники импасто Рембрандта. Открытие может иметь решающее значение при сохранении картин художника для будущих поколений.
Команда учёных, анализировавшая материалы, которыми пользовался Рембрандт, обнаружила в красках редкое соединение под названием плумбонакрит (plumbonacrite, от лат. «plumbo» — свинец и «nacre» — перламутр; минерал, содержащий углерод, водород, свинец и кислород). Это вещество до сих пор было идентифицировано только в произведениях искусства XX века и в одной картине Винсента ван Гога. Своё открытие исследователи опубликовали в научном журнале Angewandte Chemie. Эта информация не только жизненно важна для понимания творчества Рембрандта, но и может иметь решающее значение при сохранении и восстановлении его шедевров.
Рембрандт ван Рейн, «Портрет Мартина Солманса» (1634). Государственный музей Рейксмузеум, Амстердам
«Мы вообще не ожидали найти этот ингредиент, поскольку старые мастера не использовали его в своих картинах, — пояснил британской газете Daily Mail редакто статьи Виктор Гонсалес из Рейксмузеума в Амстердаме и Технологического университета Дельфта. — Более того, наше исследование показывает, что присутствие материала не случайно или не связано с загрязнением, а является результатом намеренного синтеза».
Для исследования учёные взяли крошечные образцы краски размером менее 0,1 мм с трёх картин Рембрандта — «Портрета Мартина Солманса» (1634) из Рейксмузеума, «Вирсавии» (1654) из Лувра и «Сусанны» (1636) из галереи Маурицхёйс в Гааге.
Используя передовые технологии европейской лаборатории Synchrotron во французском Гренобле, команда идентифицировала химические вещества в образцах. «Исходя из исторических текстов, мы полагаем, что Рембрандт добавлял в масло оксид свинца или глёт для того, чтобы краска стала пастообразной», — сказал эксперт по консервации Марин Котте.
Вирсавия с письмом царя Давида
1654, 142×142 см
Следующим шагом должна стать экспертиза других картин Рембрандта и его современников. «Мы работаем с гипотезой о том, что Рембрандт мог использовать другие рецепты, и именно поэтому будем изучать образцы других его картин, а также произведений других голландских мастеров семнадцатого века, включая Вермеера, Хальса и художников из круга Рембрандта», — сказала Аннелис ван Лон из Рейксмузеума.
Сусанна
1634, 47.4×38.6 см
В наступившем 2019 году исполняется 350 лет со дня смерти Рембрандта. К этой дате музеи и галереи по всему миру готовят серию выставок, самые масштабные из которых пройдут в Рейксмузеуме. Это учреждение планирует показать зрителям все картины и лучшие образцы гравюр мастера из своей обширной коллекции. Экспозиции такого масштаба не было никогда в истории и вряд ли она когда-нибудь ещё повторится.