Работы знаменитого экспрессиониста и пяти его коллег, подаренные коллекционером, исчезли из студенческого общежития.
Музей Мунка в Осло отправит около полусотни гравюр в лондонский Британский музей. В апреле там откроется выставка работ на бумаге знаменитого норвежского художника. Это будет крупнейшая за 45 лет ретроспектива такого рода в Великобритании. Но в эпический кредит не войдут 34 произведения Мунка, которые пропали без вести — предполагают, что они украдены десятилетия назад.
Об исчезновении работ самого известного норвежского художника особо не сообщалось, поскольку не было громкого ограбления, которое могло бы заинтересовать международные газеты. Полагают, что большинство из них были украдены студентами из общежитий, где гравюры висели до 1970-х годов, как часть щедрого, но рискованного подарка.
Об исчезновении работ самого известного норвежского художника особо не сообщалось, поскольку не было громкого ограбления, которое могло бы заинтересовать международные газеты. Полагают, что большинство из них были украдены студентами из общежитий, где гравюры висели до 1970-х годов, как часть щедрого, но рискованного подарка.
Студенты, которые жили в Студенческой деревне Согн в 1950-х — 1970-х годах, могли любоваться произведениями Мунка в своих комнатах, в коридорах и в студенческом ресторане. Фото: Студенческое общество в Осл; источник — dagbladet. no
Как пишет норвежская газета Dagladet, 34 принта Мунка должны были войти в коллекцию музея художника вместе с другими работами, которые пожертвовал норвежской столице бизнесмен Рольф Стенерсен в 1936 году. Поскольку помещения под эти произведения не нашлось, 15 лет спустя город и предприниматель согласились вывесить их на стенах университетского жилого комплекса. До 1970-х ценные гравюры висели в Студенческой деревне Согн — в комнатах, коридорах, столовой и других местах.
Некоторые учащиеся не смогли устоять перед соблазном «приделать ноги» работам. Конец соглашению о передаче произведений положила кража картины Мунка «История» из студенческого ресторана в 1973 году. Полотно было быстро найдено, но ещё 47 экспонатов — Мунка и других художников — так до сих пор и не обнаружены.
Некоторые учащиеся не смогли устоять перед соблазном «приделать ноги» работам. Конец соглашению о передаче произведений положила кража картины Мунка «История» из студенческого ресторана в 1973 году. Полотно было быстро найдено, но ещё 47 экспонатов — Мунка и других художников — так до сих пор и не обнаружены.
История
1916
Коллекция Стенерсена была передана в городской Музей Мунка в 2010 году, когда след многих пропавших работ остыл. Директор учреждения Стейн Олав Хенриксен заявил, что у него нет ресурсов для поиска гравюр. Он согласился с тем, что условия в Согне оставляли желать лучшего, и попросил тех, кто знает о местонахождении произведений, сообщить о них.
Газета Dagladet, которая начала копаться в архивах Мунка год назад, описала, как пропали некоторые работы. В 1967 году в записях Студенческого общества Согна отмечалось, что «Плачущая женщина у кровати» Мунка была вырезана из рамы и «заменена репродукцией Пикассо». Другие украденные работы включают «Девушек на мосту», «Рисование» и «Поцелуй».
Газета Dagladet, которая начала копаться в архивах Мунка год назад, описала, как пропали некоторые работы. В 1967 году в записях Студенческого общества Согна отмечалось, что «Плачущая женщина у кровати» Мунка была вырезана из рамы и «заменена репродукцией Пикассо». Другие украденные работы включают «Девушек на мосту», «Рисование» и «Поцелуй».
Девушки на мосту
1918, 49.5×42.5 см
Рольф Стенерсен, который пожертвовал гравюры, тоже не облегчил регистраторам их отслеживание. Внук коллекционера сказал журналистам, что тот вносил дополнительный хаос, добавляя и изымая работы из подарка по собственному желанию и без каких-либо записей. Он просто мог сказать коменданту: «Вот новое дополнение к подарку» или «Я больше не хочу, чтобы это тут висело».
В отличие от Стенерсена, норвежский коллекционер-миллиардер и филантроп Николай Танген, чья компания AKO Capital спонсирует выставку в Лондоне, ничего не оставляет на волю случая. Он передал тысячу экспонатов своей коллекции современного скандинавского искусства в фонд музея Кунстсило. На возведение этой галереи в городе Кристиансанн выделено 100 миллионов норвежских крон (11,6 млн долларов).
В отличие от Стенерсена, норвежский коллекционер-миллиардер и филантроп Николай Танген, чья компания AKO Capital спонсирует выставку в Лондоне, ничего не оставляет на волю случая. Он передал тысячу экспонатов своей коллекции современного скандинавского искусства в фонд музея Кунстсило. На возведение этой галереи в городе Кристиансанн выделено 100 миллионов норвежских крон (11,6 млн долларов).
Выставка «Эдвард Мунк. Любовь и страх» в Британском музее соберёт 83 произведения из общественных и частных коллекций. «Звёздами» экспозиции станут две литографии из Осло — «Вампир II» и эротическая «Мадонна», вызвавшая в своё время возмущение из-за изображения сперматозоидов и плода. Ещё одну центральную гравюру, созданную по самой знаменитой картине Мунка «Крик», предоставил норвежский коллекционер.
В свою очередь Музей Мунка в июне 2020 года должен переехать в новое здание, спроектированное испанскими архитекторами из Estudio Herreros и расположенное на набережной Осло. Учреждение также оцифровывает свою 28-тысячную коллекцию, включая подарок Стенерсена.
В свою очередь Музей Мунка в июне 2020 года должен переехать в новое здание, спроектированное испанскими архитекторами из Estudio Herreros и расположенное на набережной Осло. Учреждение также оцифровывает свою 28-тысячную коллекцию, включая подарок Стенерсена.
Сотрудница Британского музея с автопортретом Эдварда Мунка на презентации крупнейшей за 45 лет в Великобритании выставки гравюр художника. Источник: FarmWeek
Выставка «Эдвард Мунк. Любовь и страх» будет работать в Британском музее с 11 апреля по 31 июля.