Если для вас крупнейшая страна Латинской Америки — это тривиальный набор а-ля «карнавал, футбол, кофе и воспетое Остапом Бендером Рио», немедленно отправляйтесь в Лионский музей современного искусства. С 5 июня по 17 августа здесь взрываются переспевшими фруктами краски, шумит бумажное море и живут картины из городского мусора. На другом континенте воображаемо побывали и журналисты АРТХИВа.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/09b/243216.jpg)
Приведи друга
Дождливое лионское лето спасено! Срез бразильского современного искусства, представленный норвежским музеем Astrup Fearnley Museet, разгоняет тучи и повышает температуру воздуха. По крайней мере, в выставочных пространствах MAC (Musée d’art contemporain). Принять участие в выставке предложили 14 молодым игрокам формирующейся арт-сцены Бразилии, большинство из которых уже успели заявить о себе вне родины. В свою очередь, каждому из них предложили пригласить коллегу-соотечественника, который является для них эталоном бразильского современного искусства. АРТХИВ собрал самые сливки!
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/56d/243236.jpg)
Самиздат
«Если бы Мария Примаченко жила в Бразилии»…" - первая мысль при виде работ одного из известнейших бразильских поэтов, мастеров ксилографии и наивного искусства — Хосе Франсиско Боргеса (Jose Francisco Borges) (1935 г. р.). Автор — уроженец Пернамбуку — провинции, которая примерно в 1500 г. была первой колонизирована португальцами. Развитие работорговли населило эти земли выходцами из Африканского континента. А уже в 1635 г. сюда вторглись голландцы, вместе с которыми в Пернамбуку пришли евреи. Такой микс национальностей обусловил появление здесь, в частности, оригинальной литературы de cordel (от порт. — бельевая веревка) — «самиздатовских» книжечек-памфлетов со стихами и иллюстрациями, которые рыночные торговцы развешивали на бельевых веревках. Их тематический диапазон затрагивал жизнь крестьян, народные праздники и быт.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/d7e/243222.jpg)
Эстафету литературы «бельевых веревок» подхватил самоучка-Боргес, который стал иллюстрировать и издавать таким образом собственные тексты. В 70-х его работы начали коллекционировать по всему миру. К традиционным темам он добавил проблемы урбанизации, политику и мифы туземцев.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/1aa/243223.jpg)
Для ксилографий Боргес использует местное дерево амбурану. Свои мотивы вырезает с помощью ножей, шипов, наточенных спиц от старых зонтов.
![346 фрагментов раскрашенного в чистые яркие цвета кусков стекловолокна геометрически правильных форм 346 фрагментов раскрашенного в чистые яркие цвета кусков стекловолокна геометрически правильных форм](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/964/243228.jpg)
346 фрагментов раскрашенного в чистые яркие цвета кусков стекловолокна геометрически правильных форм — попытка Джонатаса де Андраде (Jonathas de Andrade) воссоздать стену модернистского здания в родном Ресифи и, заодно, оммаж русским конструктивистам.
Сексуальная Амазония
Мария Мартинс (Maria Martins) (1894 — 1973) — пионер бразильского арта и самый старший участник выставки. В 1939 вместе со своим супругом-послом она переехала в Вашингтон. К миру искусства впервые активно приобщилась в 1943, поучаствовав в экспозиции в Нью-Йорке.
![Мартинс всегда проявляла интерес к культуре туземцев Амазонии, фокусируясь в своих скульптурах на те Мартинс всегда проявляла интерес к культуре туземцев Амазонии, фокусируясь в своих скульптурах на те](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/dab/243230.jpg)
Мартинс всегда проявляла интерес к культуре туземцев Амазонии, фокусируясь в своих скульптурах на тех самых «примитивных» мифах, которые в начале 20 века активно использовали сюрреалисты. Уже в 1947 ее работы презентовали на большой выставке сюрреалистов в Париже, где ими восхищался Бретон.
Скульптура «Hazard Hagard» представляет собой переплетение двух рук, напоминающих не то корни, не то змей, в которой автор обращается к теме пугающей женской сексуальности. Несмотря на успешную творческую карьеру, Мария Мартинс осталась за бортом славы, вслед за множеством женщин-авторов того времени, которым не посчастливилось родиться в США или Европе.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/216/243231.jpg)
Галерейный стрит-арт
Человеческие черепа, тропические растения, тексты и диснеевские персонаж на металлических листах. Образы для своих работ Пауло Нимер Пиота (Paulo Nimer Pjota) (1988 г. р.) черпает в творчестве американского граффити-художника Жана-Мишеля Баскии, рисунках на страницах научных журналов и стенах общественных уборных. Художника воспитала уличная жизнь родного многомиллионного Сан-Пауло и мир дерзких граффитчиков. С тех пор его оружием стали баллончики с краской и карандаши, а картины и инсталляции походят на поверхности стен с неоновыми рекламными вывесками, небрежно наклеенными друг на друга постерами и листовками, дома из вторсырья или просто собранный воедино мусор бетонных джунглей.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/71d/243232.jpg)
Некоторые полотна, выполненные Пиотом совместно с друзьями стрит-артистами, являются социально-политическим протестом против угнетения личности властью.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/8b2/243233.jpg)
![Море, которое может завести себе каждый — работа бразильского концептуалиста Сильдо Мейрелиса (Cildo Море, которое может завести себе каждый — работа бразильского концептуалиста Сильдо Мейрелиса (Cildo](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/229/243234.jpg)
Море, которое может завести себе каждый — работа бразильского концептуалиста Сильдо Мейрелиса (Cildo Meireles) «Зыбь» — это интерактивная инсталляция из бумажной поверхности воды, деревянного пирса и саундтрека, на котором 90 человек на 30 языках мира воссоздают звук моря.
Все в дело!
Отправной точкой картин и инсталляций Адриано Коста (Adriano Costa) (1975 г. р.) становятся найденные во время ежедневных прогулок предметы — старые книги, одеяла бездомных и даже куски асфальта! Во все эти реди-мейды Коста вдыхает новую жизнь, связывая в единое полотно своими рисунками, создавая ощущение импровизации.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/bf6/243235.jpg)
Другой бразилец, Дейсон Гилберт (Deyson Gilbert) (1985 г. р.) избрал такой же путь, собирая арт-объекты из всего, что под руку попадется — газетных вырезок, льда, кусков метала, фрагментов мебели. С помощью них он размышляет о политике, религии и современном искусстве, и создает аллюзии на тему «Черного квадрата». Гилберт использует всем известные символы и интерпретирует их по-новому. Так, например, появился крест с ушами Микки-мауса.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/2be/243237.jpg)
Свинобойня
На картине Тиаго Мартинса де Мэло (Thiago Martins de Melo) «Триумф смерти» («Triunfo da Morte sobre Curral Cleptocrata») художник и его жена Вивьен сидят на полу здания бразильского парламента и режут свиней (в сознании бразильцев эти животные укоренились как символ западного империализма). При ближайшем рассмотрении знающие люди могут увидеть на полотне и лица нескольких политиков, причастных к резне в Эльдорадо дос Каражас в 1996 г, когда 19 безземельных крестьян были убиты полицией во время акции протеста.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/0e8/243238.jpg)
Вперед, за белым кроликом!
Кому бразильських впечатлений покажется недостаточно, может заглянуть на выставку француза Оливера Беера (Oliver Beer) — «Падение Алисы». Музыкант и художник решил поиграть с пространством, разместив свои рисунки в огромном пустом зале, где голоса посетителей создают дополнительный резонанс. Места так много, что можно быстро пробежаться вдоль многочисленных сцен поэтапного падения кэрролловской Алисы в кроличью нору и увидеть мультфильм!
Справка АРТХИВа: Лионский музей современного искусства сменил прописку в 1984 году, покинув стены музея изобразительных искусств. Теперь это пространство может меняться в зависимости от желаний художников — благо, площади позволяют. Кстати, создавать свои произведения авторам предлагают непосредственно здесь.
![Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе Вообрази Бразилию! Ретроспектива современных латиноамериканских художников в Лионе](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/51f/243243.jpg)