История с плагиатом Кунса разгорается с новой силой, зато столица Катара все-таки увидела скандальные скульптуры Херста.
Цикл скульптур Дэмиtна Херста «Чудесное путешествие» выставлен в Дохе
Дэмиен Херст — один из самых скандальных художников современности, получил известность благодаря своим неоднозначным работам вроде туши акулы в формальдегиде. Еще одна его нашумевшая инсталляция под названием «Чудесное путешествие» после многолетнего «заточения» все-таки установлена возле медицинского центра Sidra в столице Катара. Она иллюстрирует процесс зарождения и развития жизни — от крупномасштабного изображения сперматозоида, оплодотворяющего яйцеклетку, до 14-метрового новорожденного мальчика. На территории больницы уже размещен ряд предметов современного искусства. Произведение Херста в совокупной массе 216 тонн станет изюминкой этой коллекции. «Мы считаем, что инсталляция Дэмиена Херста во многом отражает миссию Сидры — заботе о здоровье женщины и ребенка», — сказал Лайла Ибрагим Бача, представитель Фонда правительства Катара, которому принадлежат произведения искусства, выставленные при медицинском центре.
Первоначально 14 монументальных бронзовых работ были установлены в 2013 году, но власти приняли решение спрятать их от зрителей. В официальном заявлении было сказано, что эта мера была принята для защиты скульптур во время ремонта здания. Но многие критики и зрители сошлись во мнении, что в действительности закрытие скульптур было связано с нападками публики, которым инсталляция пришлась, мягко говоря, не по вкусу.
«Путешествие, которое ребенок переживает до рождения, грандиознее, чем все, что он испытает в своей жизни после рождения», — прокомментировал Херст свою работу для Artnet News. А начальник Управления музеев Катара Шейха аль-Маясса Хамад бин Халифа аль-Тани сказала газете New York Times еще в 2013 году: «В Коране есть стих о чуде рождения. Эта скульптура не противоречит нашей культуре или нашей религии».
Американская история плагиата Джеффа Кунса
Мы уже рассказывали о том, как до недавнего времени самый дорогой художник современности Джефф Кунс (которого своим рекордом в 90,2 млн долларов этой осенью вытеснил Дэвид Хокни) снова оказался в центре правового скандала. Бывший креативный директор французского бренда одежды Naf Naf Фрэнк Давидовичи обвинил американского художника в копировании сюжета и героев рекламной компании Naf Nаf 1985 года под названием Fait D’Hiver.
Снежный ком претензий по этому делу покатился с новой силой, когда арт-руководитель Naf Naf Элизабет Бонами заявила, что это она задумала и исполнила визуальные элементы рекламы, на котором изображена свинья — талисман бренда, пришедший на помощь женщине, лежащей на снегу. «Фрэнк всегда использовал любую возможность, чтобы прославить свое имя, всегда забывая про меня», — сказала Бонами в интервью Artnet News. — «Это не очень элегантно». Она также заявила, что поступок Дэвидовичи расстроил и фотографа, который сделал этот снимок, — Уильяма Кляйна.
Снежный ком претензий по этому делу покатился с новой силой, когда арт-руководитель Naf Naf Элизабет Бонами заявила, что это она задумала и исполнила визуальные элементы рекламы, на котором изображена свинья — талисман бренда, пришедший на помощь женщине, лежащей на снегу. «Фрэнк всегда использовал любую возможность, чтобы прославить свое имя, всегда забывая про меня», — сказала Бонами в интервью Artnet News. — «Это не очень элегантно». Она также заявила, что поступок Дэвидовичи расстроил и фотографа, который сделал этот снимок, — Уильяма Кляйна.
Кунса уже обвиняли в плагиате и раньше. Например, в 1992 году фотограф Арт Роджерс заметил, что Кунс полностью скопировал его снимок для другой скульптуры из серии «Банальность». Тогда Роджер выиграл это судебное дело. В 2017 году бюро Кунса обвинили в нарушении авторских прав дважды. Сначала по решению суда художник выплатил компенсацию в 46 тысяч евро вдове фотографа Жана-Франсуа Боре, чей снимок Кунс повторил в своей скульптуре «Обнаженные». Затем была обличена другая известная скульптура — надувная «Сидящая балерина». Она полной копией фарфоровой 19-сантиметровой статуэтки «Балерина Леночка» украинской художницы Оксаны Жникруп, работавшей на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе с 1955 по 1987 годы. Впрочем, внук и один из наследников Оксаны Жникруп Максим Лозовой рассказал в интервью украинскому СМИ, что Кунс официально приобрел права на использование образа для создания его работы.
Напомним, что большинство скульптур изготавливает не сам Кунс, а сотрудники его бюро Jeff Koons LLC. Сам художник заявляет, что работает преимущественно на компьютере.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам artnet.com, artnews.com, The Guardian