Sign up

Австрия вернула не ту картину Климта не той семье

  10 
Пейзаж Густава Климта с изображением яблони был изъят из экспозиции в Музее Леопольда после того, как выяснилось, что его реституция была ошибкой.
Сначала Австрию критиковали за то, что она слишком медленно возвращает произведения искусства, награбленные у евреев в нацистскую эпоху. Теперь страну осуждают за то, что она слишком поспешно вернула картину наследникам законного владельца. Речь идёт о пейзаже «Яблоня II» Густава Климта, который был одним из трёхсот экспонатов на выставке в венском Музее Леопольда, посвящённой столетию со дня смерти художника.

Полотно одолжил учреждению парижский Фонд Луи Виттона, основанный магнатом и коллекционером Бернаром Арно. Но в день открытия показа Музей Леопольда объявил, что картина снята с экспозиции и возвращена Фонду, поскольку «в настоящее время является предметом спора между несколькими людьми и учреждениями». Дело в том, что хотя австрийское правительство вернуло пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
наследникам частного коллекционера ещё 18 лет назад, сейчас выяснилось, что это было сделано по ошибке.
Проблема отчасти связана с путаницей двух картин — «Розы под деревьями» (1905) и «Яблоня II» (1916). Первая принадлежала промышленнику Виктору Цукеркандлю, который завещал её племяннице Норе в 1927 году. С приходом Гитлера та пыталась бежать из Австрии и продала пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
нацистскому чиновнику — своему другу детства, однако погибла в польском лагере смерти «Белжец» в 1942 году. Чиновник же передал «Розы…» своей любовнице, которая в 1980 году продала пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
швейцарскому дилеру Питеру Натану для планируемого тогда Музея Орсе, где он сейчас и выставлен.

«Яблоня II», снятая с показа в Музее Леопольда, впервые привлекла внимание общественности в 1926 году, когда подруга Климта, коллекционер Серена Ледерер представила её на выставке. Сама владелица умерла в 1943 году, многие её сокровища были захвачены нацистами, а затем уничтожены в 1945 году, когда отступающие немецкие солдаты подожгли замок Иммендорф, где хранились награбленные работы. Ситуацию ещё больше усложняет то, что в провенансе были указаны две картины с названием «Яблоня», принадлежавшие семье Ледерер.
В 1961 году «Яблоня II» была передана в венскую галерею Бельведер после смерти Густава Учицки, бывшего члена нацистской партии и режиссёра пропагандистских фильмов, который сам себя называл сыном Климта. Некоторые эксперты сомневаются, что картина была изъята у Ледереров насильно. Они считают, что те продали её Учицки. После таких заявлений австрийское правительство назначило расследование, которое в 2001 году установило, что пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
изначально принадлежал совсем другой женщине, Норе Стиасни. Полотно было передано её наследникам, которые затем продали его за 20 млн евро нынешнему владельцу.

Коллекционер сохранял анонимность, пока «Яблоня» не была показана на прессе-показе выставки Климта. На следующий день она была снята с экспозиции.
Эгон Шиле. Портрет Эриха Ледерера

Эгон Шиле, «Портрет Эриха Ледерера» (1912). Базельский художественный музей

На самом деле провенанс работы вызывал подозрения ещё до её передачи наследникам Стиасни, и эксперты многие годы назвали ошибочную реституцию «открытой тайной». В 2015 году было обнаружено, что Норе Стиасни на самом деле принадлежали «Кусты роз под деревьями». Но претензии семьи Ледерер на «Яблоню II» были отклонены австрийским правительством. Их положение осложнилось ещё больше из-за того, что картина вернулась во Францию, но они не теряют надежды. «Я [верну картину] ради своего дяди Эриха Ледерера, который умер в 1985 году», — заявила Марианна Кристайн-Якобс, племянница коллекционера и филантропа.

Между тем, совершенно непонятно, кто теперь несет ответственность за ошибочную реституцию. Правительство Австрии рассматривает юридические последствия своего решения, но до сих пор не исправило его ошибки. Неизвестно также, насколько глубоко Бернар Арно и его советники заглянули в происхождение купленной ими работы, зная, что она была возвращена как незаконно отнятое имущество.

Пока же «Яблоня II» остаётся в Фонде Луи Виттона и никто не может ответить, будет ли она выставляться вновь.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Art Newspaper
  10 
Artists mentioned in the article
 Comments
To post comments log in or sign up.