Картина «Кухонная служанка» (около 1620) была помечена подписью «в стиле Диего Веласкеса» и висела в углу за дверью в Риенци — филиале Музея изобразительных искусств в Хьюстоне. Однако в ноябре она переедет в зал главного музея уже с новой атрибуцией — «приписывается Веласкесу».
Эта переатрибуция означает, что в учреждении появилась первая картина испанского мастера барокко
. Заслуга открытия принадлежит главному консерватору Заире Бомфорд, специалисту по Веласкесу, которая проводила реставрацию и исследование полотна. По качеству исполнения лица героини она предположила, что картину написал сам мастер. После удаления слоев воска, смолы и перекрасок, которые портили внешний вид картины, и завершения ряда технических исследований, она и другие сотрудники музея убедились, что догадка верна.
Кухонная служанка (приписывается)
1620, 86.4×73 см
Картина, на которой с состраданием изображена рабыня смешанной расы, дебютировала после очитки в июне прошлого года в Музее искусств Сан-Антонио. Она была экспонатом на выставке «Испания. 500 лет испанской живописи из музеев Мадрида». Там она по-прежнему была помечена подписью «в стиле Диего Веласкеса», но в каталоге отмечалось, что «на самом деле это может быть сам Веласкес».
Кэтрин Любер, директор музея в Сан-Антонио, сказала: «Когда я впервые ее увидела, то сразу поверила. То, как написано ее лицо, повязка на голове и смятая тряпка на переднем плане, — это основное доказательство». Она добавила, что европейские кураторы живописи из других музеев, посетившие экспозицию в Сан-Антонио, были с ней согласны.
Кэтрин Любер, директор музея в Сан-Антонио, сказала: «Когда я впервые ее увидела, то сразу поверила. То, как написано ее лицо, повязка на голове и смятая тряпка на переднем плане, — это основное доказательство». Она добавила, что европейские кураторы живописи из других музеев, посетившие экспозицию в Сан-Антонио, были с ней согласны.
Сцена на кухне
1620, 55×104.5 см
Хьюстонская картина кажется усеченной версией или фрагментом «Сцены на кухне» (1618/20) Веласкеса, принадлежащей Институту искусств в Чикаго, а также «Кухонной служанки с „Ужином в Эммаусе“» (ок. 1617/18) из Национальной галереи в Дублине. Заира Бомфорд говорит, что голова и верхняя часть торса на полотне из Хьюстона совпадают с чикагским изображением, а некоторые фрагменты посуды — с картиной из Дублина. Часть элементов из этих работ появляются и в других картинах, например, посуду можно увидеть в сцене «Два юноши за столом» (1622 г.) из Эпсли-хауса в Лондоне.
Кухонная служанка с «Ужином в Эммаусе»
1618, 55×118 см
«Кухонную служанку» передали музею в Хьюстоне в 1955 году Кэрролл Стерлинг Мастерсон и Харрис Мастерсон III. Они также пожертвовали учреждению другие значимые картины, множество произведений из фарфора и, в конце концов, свой дом Риенци со всем содержимым.
Два юноши за столом
1622, 64.5×105 см
Бомфорд привела «триаду горничных» как одно из подтверждений недавней теории о том, что Диего Веласкес использовал «ручные копировальные приспособления» или картоны для создания многих своих работ. Но это эти случаи не распространяются на серию «его величайших изображений», например, «Менины», — утверждает эксперт в научной статье в октябрьском номере журнала Colnaghi Studies Journal.