Генрих IV, Жанна д’Арк, Мария Стюарт… Росчерками кисти Доминика Энгра, Поля Деляроша и их европейских современников на полотнах воскресают образы и трагические судьбы сильных и храбрых мира сего. В Лионе и его окрестностях этим летом — сразу две экспозиции для любителей «Трех мушкетеров» и загадок далеких веков: «История сердца и шпаги» в Лионском музее изобразительных искусств и «Готика, любовь моя» в Королевском монастыре Бург-ан-Бресса. Мы не преминули совершить путешествие в прошлое столетие. Кто с нами на разведку?
«Пока-пока-покачивая перьями на шляпах…»
Лионский музей изобразительных искусств при поддержке Королевского монастыря Бру в Бург-ан-Брессе рассказывают увлекательную историю о живописном «Изобретении прошлого». Ретроспектива состоит из двух частей, каждая из которых демонстрирует то, как европейские художники 19 века изображали события эпох Средневековья и Возрождения.
Первая экспозиция, «Истории сердца и шпаги», показанная в Лионе с 19 апреля по 21 июля, фокусировалась на периоде творчества 1802−1850 годов. Меланхолия и романтика, отвага и трагедия, страсть и отчаяние — более 200 картин, рисунков и скульптур отражают переосмысление живописцами античных образов, преломление их через события тогдашней Франции.
Вот легендарная героиня эпохи Ренессанса по прозвищу «колдунья», Бьянка Капелло, подалась в бега вместе любимым на картине Луи Дуциса. О том, что пара отправилась в путь, прихватив драгоценности отца Бьянки, ожившая на холсте сцена тактично умалчивает.
Вот Альберт Дюрер кисти Уильяма Белла Скотта поглядывает с балкона своего дома, а на картине Жана-Аугуста Доминика интимно любезничают Пабло и Франческа… Будто подсмотренные кулуарные разговоры королей и их фавориток сменяются выхваченными моментами баллов и бытовыми портретами. Кстати, отдельного внимания заслуживает тогдашняя мода — бродить по выставочным залам все равно, что перелистывать подшивку журнала «Vogue» за 15−17 век.
Один за всех и все за одного
Но не только велением сердца, а и по зову шпаги жили предшественники сегодняшних европейцев. Поэтому на экспозиции встречались и сцены рыцарского турнира XIV века, и моменты военных сражений, бравых побед и смерти на поли брани, рожденные в воображении Яна Матейко, Ярослава Чермака, Флери Франсуа Ришара…
Историческая живопись охватывала творчество серьезных документалистов и художников анекдотического жанра, демонстрируя как рождение нового способа представления прошлого в живописи, инициированного в богемных кругах Лиона, так и традиции «высокого искусства».
Средневековая печаль
Выставка «Готика
, любовь моя (1802−1830) в Королевском монастыре Бру, находящемся в двух часах езды от Лиона, продлится до 21 сентября. Кураторы сделали акцент, прежде всего, на готической архитектуре как объекте искусства, связанном с погребальными церемониями. Эстетика средневековых пейзажей и портретов отображает трагические и мрачнее страницы истории, вызывая у зрителей сильные эмоции.
Обе ретроспективы подчеркивают исключительную роль Лиона на художественной сцене Франции.
Справка АРТХИВа: Лионский музей изобразительных искусcтв (Musee des Beaux-Arts) был основан в 1801 году в стенах Бенедиктинского аббатства «Dames nobles de Saint-Pierre», возведенного во второй половине 17 века и окруженного садом со скульптурами Родена (Rodin) и Борделя (Bourdelle). 7000 кв. м выставочной площади музея насчитывают 70 комнат с различными экспозициями: египетское античное искусство, близкий и средний восток, Греция и Рим, арт-объекты эпох Средневековья и 21 столетия, монеты, медали, скульптуры, живопись Рубенса, Рембрандта, Ренуара, Ван Гога, Фрэнсиса Бэкона, Марка Шагала…