Выставка «Клод Моне», стартовав 21 сентября, до 6 января 2019-го обосновалась в венской Альбертине. Масштабная экспозиция устроена при впечатляющей поддержке Музея Мармоттан-Моне в Париже, который предоставил около 100 шедевров. Остальные работы заимствованы из сорока международных музеев и частных коллекций, среди которых Музей Орсэ, Национальная портретная галерея Лондона, Пушкинский музей.
Альбертина с гордостью отмечает, что это первая крупная выставка Клода Моне в Австрии за последние 20 лет.
Клода Моне называли «отцом импрессионизма», «мастером света», который был оригинален не просто в своей живописной технике, но в своем общем и страстном исследовательском увлечении. Местечки вдоль берегов Сены, побережье Франции, сад в Живерни, архитектура городов, водная гладь, яркая и пышная растительность летних ландшафтов и таинственные серо-синие туманы — зимних… Буквально все темы и мотивы творчества Моне на выставке не просто представлены во всем своем великолепии, но и показаны в развитии.
Таким образом, произведения на выставке освещают революционный переход в творчестве художника от реализма к импрессионизму и далее — к той живописи, в которой цвет и свет постепенно будто бы отделяются от предметов, которые их отражают… Картины со свободной пластикой, особым видением и подходом к изображению природы. Эти поздние работы Моне спустя много лет после смерти художника проложили путь к абстрактному экспрессионизму в живописи.
Сложно сейчас представить, что юный Оскар — именно так называли его, Оскара Клода Моне, в детстве — терпеть не мог пейзажи, пленэры и не понимал, как можно всерьез заниматься рисованием природы.
Клод Моне родился в Париже, но детство провел в Гавре… Учиться совсем не хотелось, ограничений и рамок, навязанных колледжем и семьей, Моне не принимал. Юный Оскар быстро нащупал то дело, которым можно заниматься в свое удовольствие — карикатуры 15-летнего художника Клода Моне жители Гавра покупали по 20 франков (для сравнения, 15 — 20 лет спустя Моне счастлив будет продавать иногда свои работы по 50 франков)…» — биографический очерк о художнике и заметки о мастере и его работах в Артхиве.
Музей Орсэ, Париж.
Клод Моне. Скала Игла, вид из Порт д’Аваль, 1886 г., холст, масло. Национальная галерея Канады, Оттава
Посетив зал, изобилующий видами крутых скал Нормандии, мы встречаемся не с художником-путешественником, а с художником-созерцателем. Он, будто прикованный к одному и тому же объекту, рассматривает и изображает его много раз, в разное время года, суток, при разном освещением. При этом «автономия средств увеличивает независимость» цветовых решений (Шредер).
Представление серий картин («Долина Креза», «Стог сена», изображения Британского парламента и Руанского собора) - основной лейтмотив выставки.
Наконец, впечатляющий финал: после нескольких всемирно известных картин с водяными лилиями (в том числе из коллекции Батлинера) на выставке посетители также могут увидеть картины позднего периода творчества мастера: «Дом среди роз» и «Японский мостик», написанные почти слепым 80-летним художником.
до 6 января 2019 года.
По материалам официального сайта Музея Альбертины. Главная иллюстрация: Лестница музея Альбертина (фото — официальная страница музея в Твиттере).