Евгений Равский — один из художников, с которым «Я-Галерея» работает постоянно. Не так давно Павел Гудимов в качестве куратора даже организовывал его большой и нашумевший выставочный проект «Лувр» во Львовском дворце искусств, на двоих с другом и соратником, эпатажным Владимиром Костырко. Составной частью последнего были отдельные картины «Иллиады». Но в качестве единого большого проекта ее презентовали только сейчас в Киеве.
…Почему я как галерист тоже „перепевками“ классики увлекся? Так это, собственно, благодаря Жене Равскому», — не вдаваясь в философствования по поводу новой киевской моды, признался куратор.
И — ошиблась, как выяснилось. Один из признанных «новых старых» в Украине просто пытается буквально следовать «классикам» и, в частности, своему любимому Караваджо.
Пока мы с Равским беседовали под диктофон на улице перед входом в «Я-Галерею», вокруг ширился кружок слушателей. А галерея из-за этого начала пустеть. Всем было интересно послушать, к примеру, а пользовались ли «старые» художники камерой-обскурой? (Равский уверен — да, но сам он предпочитает более современную технику вроде цифрового фотоаппарата). Или: можно ли сегодня буквально повторить древние технологии? (А кто ж из цехового братства раскрывал свои профсекреты? Их даже бумаге не доверяли). Рассказ о поездке по Европе ради подлинников Караваджо вылился вообще в полноценную лекцию о Возрождении. Ее воспроизводить тут не станем. Взамен — несколько ответов художника Евгения Равского на более «приземленные» вопросы, касающиеся проекта «Илиада» — и «новых старых», конечно же.
— В этой ситуации есть определенный трагизм. Проект задумывался и частично был реализован в 2012 году. В 2013 большую его часть мы показали во Львове. В марте 2014 были планы на Киев, но в стране происходили известные события… И я попросил перенести сроки. Надолго. У Павла я ничего не делаю вот уже три года. И он в ответ сказал: «Уже некуда оттягивать!» Так и стартовали сейчас.
— Почему именно «Илиада»?
— Потому, что это истоки! Литература имела решающее влияние на западноевропейское искусство. Живопись изначально строилась на литературе — были или мифологические, или исторические сюжеты. Кроме того… Гомер писал о героях. А, по моему мнению, современной Украине как раз жизненно необходимы герои. Если нет настоящих, то их надо придумывать — вроде Рембо, который спасает весь мир. (Впрочем, сейчас мы видим, что выдумывать ничего и не нужно).
— Картины проекта написаны вами без иронии? У меня сложилось двойственное впечатление — что одновременно они и героические, и смешные.
— В моем случае двойного смысла не было. Это — моя трактовка, мой взгляд на «Илиаду» с позиций ХХ1 века. Кто именно изображен на картинах, — не важно. Я уверен, что Ахилла или Гектора мы тоже не узнали бы в массе лиц военных под Троей …
— Вашими моделями стали львовские художники и другие творческие люди. Считаете, сейчас «творцы» — герои времени?
— Я рисовал своих друзей, потому что так делали художники в старые времена. Находили среди знакомых нужные архетипы. Это делалось без иронии — были настоящие театральные постановки, режиссура … Ну, а если изображения напомнили вам «Бойцовский клуб» … Если убрать исторический фон, вероятно, так оно и есть!
— Старые мастера имели свои секреты красок, и другие «секретные технологии». Вы пытались их повторить?
— Я стараюсь придерживаться, насколько это можно в наше время, старой технологии рисования — с вкладышами, прорисовыванием. У меня та же ограниченная палитра красок: минимум средств и максимум — выразительности.
— Сейчас в Киеве — настоящая мода среди художников на «переосмысление» творчества великих предшественников. Ваш давний интерес к Караваджо с чем связан?
— Я как художник в свое время пробовал себя в разных направлениях и стилях. Одним из основных был «новые дикие» (он возник в 1970-х гг в Америке). Пытался замиксовать его с Эгоном Шиле, Климтом. Ну, вы понимаете… Делал даже перформансы. В общем, единственное, чем не занимался, так это видео. Наконец, понял, что все это очень ограниченно: дальше пути нет, это очень короткая речь — если сравнивать с языком. А вот традиция старой школы шире, сложнее, интереснее. Средства, вроде, те же, но пределов совершенствованию нет. И я начал совершенствоваться…
В 2004 году философ и критик искусства Дональд Куспит написал свою знаменитую монографию «Конец искусства». Я читал ее в польском переводе. Он очертил понятие «новых старых». (В 2008 Куспит делал соответствующую выставку в Гданьске). К счастью, Дональд не написал никаких манифестов — ведь, «новые старые» в них не нуждаются … В рамках этого направления я, наконец, и почувствовал себя вполне комфортно. А Караваджо интересуюсь давно. Даже специально ездил по Европе, изучал его оригиналы.
— Любые картины надо продавать. Друзей, то есть, «Илиаду», вы продаете — или создавали портреты «для души»?
— Продаю, разумеется. Хотя сейчас живопись, вообще, не очень хорошо продается. Но еще недавно я жил с живописи. Вместе с женой и двумя детьми. Теперь приходится зарабатывать другими другими доступными способами. Так, вместе с Костырко — это был не худший проект, можно признаться, что это делали именно мы! — мы, например, оформляли львовский ресторан на площади Рынок. Делали «Стены героев» — 48 портретов персонажей, которые записаны в истории Галичины. Образы пробовали «слепить» по историческим текстам.
Елизавета Воробьева
Павел Гудимов — галерист (основатель и куратор арт-центра «Я Галерея»), выступает куратором и организатором выставок украинских художников; известный музыкант (в частности, по участию в группе Океан Ельзи и собственной группе).