Специалисты киевского отделения Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины начали работы по восстановлению полотна «Поцелуй Иуды», предположительным автором которого считают Микеланджело Меризи де Караваджо. Картина была похищена в 2008 году из Одесского музея западного и восточного искусства. Полотно было обнаружено в 2010 году в Берлине при попытке перепродажи подпольному коллекционеру и в настоящее время фигурирует в судебном разбирательстве как вещественное доказательство.
Суд по делу о краже картины продолжается. Пятеро задержанных находятся под подпиской о невыезде, а сама картина пролежала 7 лет под арестом в условиях, далеких от музейного хранения. При похищении полотно вырезали из рамы — реставраторам предстоит долгая и кропотливая работа.
Вопрос об участии иностранных специалистов в реставрационных работах до сих пор открыт, и музей планирует обсудить его с министром культуры. По словам председателя попечительского совета Одесского Музея западного и восточного искусства Юрия Маслова, «недавно центр провел расширенное заседание научно-реставрационного совета, на котором была принята программа и утверждена методика реставрации картины. К сожалению, эти документы держатся в секрете, неизвестны даже примерные сроки выполнения работ. Мы планировали и планируем привлечь к реставрации специалистов из Европы, в том числе из Венеции (с ними уже есть договоренность), однако реставрационный центр упорно не желает никого допускать к этому процессу».
До 2012 года считалось, что оригинал картины кисти Караваджо находится в Одессе, но искусствоведы склоняются к выводу, что Музею западного и восточного искусства может принадлежать авторская копия работы, тогда как оригинал находится в Дублине. Еще одна версия гласит, что картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо.
Национальный реставрационный центр уверен в собственных технических и профессиональных возможностях. «Все процессы по реставрации живописного произведения будут осуществлять ведущие художники -реставраторы ННИРЦ, которые имеют высокие квалификационные категории, значительный опыт практической работы на ниве реставрации», — говорится в заявлении Центра. Процесс будет контролировать расширенный научно-реставрационный совет с участием приглашенных художников-реставраторов станковой живописи высшей квалификационной категории из музейных учреждений Украины.
Реставрация предусматривает дополнение мест утрат авторского и дублированного полотна, соединение вырезанной преступниками центральной части полотна с фрагментами, которые остались под музейной экспозиционной рамой.
Подготовлено по материалам dumskaya.net, viknaodessa.od.ua и собственным публикациям Артхива. Титульная иллюстрация и фото в материала — Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины, Министерство культуры Украины.