войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Дебаты о правах развернулись вокруг первой в России выставки Бэнкси

Пост британского уличного художника Бэнкси «Что это, чёрт возьми?» по поводу московской выставки «Бэнкси: гений или вандал? Решаешь ты!» вызвал бурную дискуссию в социальных сетях. Пользователи отреагировали на фразу «это не имеет никакого отношения ко мне» и развернули споры об авторских правах. В свою очередь организаторы увидели в словах художника косвенное одобрение показа.
Дебаты о правах развернулись вокруг первой в России выставки Бэнкси
Скриншот переписки Бэнкси с анонимным собеседником, который сообщил ему о выставке в Центральном дом


Скриншот переписки Бэнкси с анонимным собеседником, который сообщил ему о выставке в Центральном доме художника, был опубликован в среду, 15 августа 2018 года. Последовавшие диалоги об авторских правах были подкреплены долей иронии, поскольку личность Бэнкси до сих пор официально не раскрыта. В ответ на предложение «сделать что-то», например, «выпустить пресс-релиз», уличный художник ответил: «Хм, я не уверен, что я тот, кто жалуется на людей, которые вывешивают картины без разрешения».

Слева: скриншот переписки Бэнкси с неизвестным собеседником. Источник: официальный аккаунт художника в Instagram

В свою очередь организатор первой в России выставки Бэнкси заочно ответил художнику через издание The Art Newspaper. Назвав его замечания «довольно сдержанными и ироничными», Александр Начкебия подчеркнул, что это — «успех показа» и «косвенное признание нашей выставки». По состоянию на среду экспозицию «Гений или вандал» посетили 252 тысячи человек. Кураторы надеются, что на момент закрытия 2 сентября это число достигнет 300 тысяч. После этого экспозиция переместится в Санкт-Петербург, в выставочный зал Главных императорских конюшен. Там её можно будет посетить с 14 сентября по 5 ноября.
Бэнкси, «Мона Лиза»
Бэнкси, «Мона Лиза»
Начкебия сказал, что не знает, кто написал Бэнкси, но предположил, что загадочный художник на самом деле знал о показе. «Я думаю, что более ста пятидесяти тысяч восторженных обзоров о выставке в социальных сетях, в том числе около пяти тысяч — от англичан, которые приезжали на Чемпионат мира по футболу, концерты групп Massive Attack и Gorillas на фестивале ParkLive прямо напротив Центрального дома художников — привлекли внимание Бэнкси», — сказал организатор.

Комментарии на странице Бэнкси в Instagram — как на русском, так и на английском — варьировались от выражений стыда за нарушение прав художника до благодарностей организаторам и предложений, где в Москве художник мог бы создать новые работы. «Я уже купил стройматериалы и готов пилить стену! Советую вам нарисовать что-то в районе метро Китай-город. Здесь очень круто, — написал один пользователь, добавив — Или напротив Кремля. Мир».

Художественный истеблишмент Москвы отреагировал, с одной стороны, с юмором по поводу коммерческого х

Художественный истеблишмент Москвы отреагировал, с одной стороны, с юмором по поводу коммерческого характера выставки, с другой — с облегчением по поводу того, что кто-то оказался достаточно смел, чтобы встряхнуть ситуацию. Другие говорили, что это не показ уличного творчества Бэнкси, а демонстрация оттисков. Отвечая на это, Накчебия написал в Facebook, что в экспозицию входят «30 оригинальных работ, подписанные лично Бэнкси», в том числе — принт «Грубый коп», на который художник собственноручно добавил цветной знак, что сделало экспонат его оригинальной работой.

Слева: Бэнкси, «Грубый коп»

В официальном аккаунте проекта говорится, что экспозиция собрана из вещей, принадлежащих частным коллекционерам, «у которых есть право выставлять работы художника на выставках».
Начкебия сказал, что не может раскрыть их имена, и добавил, что «все были очень напуганы» эскалацией напряжённости между Великобританией и Россией, а его неоднократно спрашивали: «Как я могу быть уверен, что мои работы вернутся?».

Некоторые, по словам организатора, «выдвигали невыполнимые требования», такие как «безусловное возвращение коллекции в случае любых политических или экономических осложнений». Застрахованная стоимость выставки составила 12 млн фунтов стерлингов. «Конечно, страховая премия меньше, — сказала Начкебия. — Но для России она всё же намного выше, чем для любого европейского рынка».
Рекомендуемые работы
Татьяна Юрьевна Гришутина. На закате дня
На закате дня
2024, 40×60 см
$144
Оригинал
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Дарья Мотовилова. Похищение вятской барыни
  • Реклама
Похищение вятской барыни
2024, 80×60 см
$215
Оригинал
Андрей Люмес. "Вот и лето прошло"
  • Реклама
"Вот и лето прошло"
2021, 30×40 см
$56
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. REDEEMER
  • Реклама
REDEEMER
2024, 22×13 см
€10
Цифровая копия
Дебаты о правах развернулись вокруг первой в России выставки Бэнкси
Дебаты о правах развернулись вокруг первой в России выставки Бэнкси
Дебаты о правах развернулись вокруг первой в России выставки Бэнкси
Дебаты о правах развернулись вокруг первой в России выставки Бэнкси
Дебаты о правах развернулись вокруг первой в России выставки Бэнкси
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Art Newspaper. Главная иллюстрация: молодой человек позирует рядом с художественной работой Бэнкси на выставке московском ЦДХ; фото — Максим Шеметов / Рейтер