В Галерее изящных искусств Остравы (Чехия) проходит выставка «Песня души», на которой представлены картины русских художников из собственной коллекции GUVO. Зрители могут оценить произведения Ильи Репина, Василия Верещагина, Константина Коровина и других прославленных мастеров золотого века русской реалистической живописи.

Несмотря на то, что выставка не очень большая — порядка 30 произведений, или примерно пятая часть русской коллекции Галереи изящных искусств Остравы — она представляет несомненный интерес, поскольку картины эти практически неизвестны публике и выставляются достаточно редко. А имена — самые громкие! Помимо перечисленных выше, есть в собрании и Филипп Малявин, и Николай Богданов-Бельский, и почти забытый на родине Семен Никифоров. Начало коллекции картин русских художников в GVUO было положено еще до Второй мировой войны, когда галерея получила в подарок уникальную работа Константина Коровина, относящуюся к парижскому периоду.

Константин Коровин. «Париж ночью — Рю де Риволи». 1929. Дерево, масло.
Только с конца 1960-х коллекция русского искусства в GUVO стала систематически пополняться, и сегодня собрание Галереи искусств стоит наравне с самым крупным собранием страны, хранящемся в Национальной галерее в Праге.

Николай Богданов-Бельский. «Чаепитие у учительницы». 1910
Из молодого поколения русских художников галерея выделяет двух, по мнению музейщиков, доминирующих мастеров. Это необыкновенный импрессионист Константин Коровин, лидер нового поколения художников (в основном — членов Союза художников России), который в 1929 году уехал в Париж. В противовес ему — величайший талант среди учеников Репина, Филипп Малявин, в картинах которого чувствуется влияние его великого учителя-реалиста, но также и значительный прогресс. Получив признание на выставках в Париже и Венеции, он был хорошо принят во время показа в Праге (1933), на котором многие работы Малявина купили чешские ценители искусства.

Филипп Малявин. «Бабы». Начало 1920-х гг.
О некоторых картинах, представленных на выставке «Песня души», сохранились истории в воспоминаниях современников. Одна из них описана в книге художника Якова Минченкова «Воспоминания о передвижниках» и посвящена работе Семена Никифорова «Прасол». Никифоров был увлечен творчеством Малявина, а его друг Минченков отговаривал его от подражания коллеге. Сюжет был таким: здоровенный детина купил корову с телушкой и, сияющий, с улыбкой до ушей, идет со скотного двора. Минченков рассказывает историю так:
«…Я ему говорил:
— Ну чего ты тянешься за здоровенным Малявиным! Ведь он тебя одним пальцем к земле придавит, разве у него сердце такое, как у тебя? А ты у себя последние силы выматываешь из-за одного только размера картины. И нет в этом никакой нужды, так как и в малых вещах можно сделать большое.
Никифоров как будто послушался, поехал еще в деревню и привез небольшие, но очень хорошие этюды крестьян за зимней работой. Все было сделано по-никифоровски: легко, просто, искренне, без всякой натяжки.
Поехали в Петербург. «Прасола» увидел Серов; посмотрел внимательно, а потом показал пальцем вниз, где Никифоров хотел широким письмом щегольнуть и лихо, большой кистью, одним мазком завернул полушубок прасола, — сказал: — Не закручивай!"
«…Я ему говорил:
— Ну чего ты тянешься за здоровенным Малявиным! Ведь он тебя одним пальцем к земле придавит, разве у него сердце такое, как у тебя? А ты у себя последние силы выматываешь из-за одного только размера картины. И нет в этом никакой нужды, так как и в малых вещах можно сделать большое.
Никифоров как будто послушался, поехал еще в деревню и привез небольшие, но очень хорошие этюды крестьян за зимней работой. Все было сделано по-никифоровски: легко, просто, искренне, без всякой натяжки.
Поехали в Петербург. «Прасола» увидел Серов; посмотрел внимательно, а потом показал пальцем вниз, где Никифоров хотел широким письмом щегольнуть и лихо, большой кистью, одним мазком завернул полушубок прасола, — сказал: — Не закручивай!"

Сотрудники Остравской галереи изобразительных искусств вывешивают картину художника-передвижника Семена Никифорова «Прасол». 1905 год.
Фото: Vova Pomortzeff
«Никифоров со смехом говорил потом:
— Нет, брат, Серова на мякине не проведешь! Меня этот полушубок и дома мучил: залихватская пустота. Вот и он высек меня за него.
Все вещи Никифорова были проданы, один «Прасол» никого не затронул. Семена Гавриловича это задело.
— Значит, в этот раз я не допрыгнул с «Прасолом», — говорил он. — Но погоди, на этом не остановлюсь, отдохну да опять что-либо большое затею. А неудачу мне и телушка, что с прасолом позировала, предсказала. Писал я картину на дворе, в мороз, оставил большую палитру с горой красок и ушел погреться в избу, а телушка все краски и слизала. По этой ли причине или от чего другого, но только она подохла…"
Книгу Якова Минченкова «Воспоминания о передвижниках» (1965) можно найти в свободном доступе и на досуге прочесть немало любопытных историй.
— Нет, брат, Серова на мякине не проведешь! Меня этот полушубок и дома мучил: залихватская пустота. Вот и он высек меня за него.
Все вещи Никифорова были проданы, один «Прасол» никого не затронул. Семена Гавриловича это задело.
— Значит, в этот раз я не допрыгнул с «Прасолом», — говорил он. — Но погоди, на этом не остановлюсь, отдохну да опять что-либо большое затею. А неудачу мне и телушка, что с прасолом позировала, предсказала. Писал я картину на дворе, в мороз, оставил большую палитру с горой красок и ушел погреться в избу, а телушка все краски и слизала. По этой ли причине или от чего другого, но только она подохла…"
Книгу Якова Минченкова «Воспоминания о передвижниках» (1965) можно найти в свободном доступе и на досуге прочесть немало любопытных историй.

Илья Репин. «Буря». Ок. 1905 г.
Есть на выставке и портрет кисти Марии Башкирцевой — одной из первых женщин, учившихся в Академии Жюлиана в Париже, талант и успех которой был отмечен на парижских Салонах. Ее картины висят в лучших музеях мира, а знаменитым «Дневником», который Мария вела с 12 лет, зачитывались лучшие умы эпохи. Биографию и работы этой замечательной художницы вы найдете в публикациях Артхива.

Мария Башкирцева. Портрет
девушки. 1880
Несмотря на то, что в чешских музеях и частных коллекциях хранится самое представительное зарубежное собрание картин русских художников, они очень редко выставляются. И каждая такая выставка — настоящее открытие для ценителей русского искусства.

Как пишет на своем сайте известный фотограф Vova Pomortzeff, эта книга чешского искусствоведа Владимира Фиалы «Русская живопись в собраниях Чехословакии» вышла в 1974 году и до сих пор остается единственным серьезным исследованием на эту тему. Многие картины русских художников сегодня известны только по цветными или черно-белым репродукциям в этом издании. Например, раота Абрама Архипова «Смеющаяся женщина в красном» (1924) из собрания пражской Национальной галереи последний раз выставлялась в 1961 году. Фото: Copyright © 2015 Vova Pomortzeff. Источник.

Иван Шишкин. «Лес и река». 1886
Выставка «Песня души» в Галерее изящных искусств Остравы (Чехия)
работает до 9 сентября 2018 года
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Главная иллюстрация: Илья Репин. «Признание в любви» (фрагмент). 1889−1897. Подготовлено по материалам пресс-релиза GUVO и pomortzeff.com. Использована цитата из книги Я.Д.Минченкова «Воспоминания о передвижниках» (1965).
Художники, упоминаемые в статье