В Букингемском дворце выставили семейные портреты из коллекции принца Уэльского
Этим летом художественная галерея Букингемского дворца представила посетителям особые экспонаты — семейные портреты из персональной коллекции принца Уэльского. Выставка
«Принц и патрон», приуроченная к 70-летию наследника Британского престола
, объединяет более ста произведений искусства
, которые Его высочество лично отобрал из Королевского и собственного собраний. Среди них — портреты принцев Уильяма и Гарри
, герцога Эдинбургского и королевы-матери
, которые прежде не выставлялись для публики.
Особое место на вставке отведено эскизу маслом Майкла Ноакса к портрету королевы-матери Елизаветы. Это подготовительная работа выполнена в 1973 году для картины, посвященной серебряной свадьбе королевы Елизаветы II и герцога Эдинбургского. Художник изобразил королеву-мать с любимым украшением — брильянтовой брошью, преподнесённой королеве Виктории её личными слугами в честь Бриллиантового юбилея правления в 1897 году. Сам Ноакс скончался 30 мая 2018 года в возрасте 84-х лет.
Слева: Майкл Ноакс, «Елизавета, королева-мать. Эскиз» (1973). Кларенс-хаус, Лондон
В специально записанном обращении к посетителям Букингемского дворца принц Чарльз говорит о портрете своей бабушки: «Я приобрел его у художника, поскольку чувствовал, что он блестяще передал её образ, который, прежде всего, напоминает мне о квинтэссенции её личности. Я часто восхищаюсь им, когда нахожусь в Кларенс-хаусе (лондонская резиденция принца Уэльского, — прим. ред.)».
В 2009 году Национальная портретная галерея заказала художнице Никки Филиппс первый официальный двойной принцев Уильяма и Гарри. Теперь на выставке «Принц и патрон» можно увидеть два подготовительных масляных этюда, которые также входят в коллекцию принца Уэльского. На них представлены его сыновья, одетые в полковую униформу Дворцовой кавалерии, где оба служили.
Никки Филиппс, подготовительные этюды к двойному портрету принцев Уильяма и Гарри (2009). Источник: Royal Collection Trust
В окончательном варианте герцог Кембриджский носит звезду и ленту Ордена Подвязки, высшего рыцарского ордена Великобритании, которым его бабушка королева Елизавета II наградила его в 2008 году. Сама художница описала картину как «неофициальный момент в формальном контексте».
Эскизы обычно висят в Хайгроуве, частной резиденции принца Уэльского и герцогини Корнуольской. На всеобщее обозрение они выставлены впервые, как и ещё одна подготовительная работа — карандашный набросок для портрета герцога Эдинбургского. Законченная работа авторства Брайна Органа изображает супруга царствующей королевы сидящим на фоне обшитой панелями стены. Картина, созданная в 1983 году, входит в основную коллекцию Национальной портретной галереи в Лондоне.
Слева: Брайан Орган, «Его высочество герцог Эдинбургский» (1983). Частная коллекция
Принц Уэльский, выросший среди шедевров из Королевского собрания, известен своей страстью к живописи. Он сам рисует акварелью, а также является председателем Фонда Королевского собрания и покровителем нескольких благотворительных организаций, способствующих созданию и пониманию произведений искусства. Среди любимых шедевров Его высочества на выставке «Принц и патрон» представлены также работы молодых художников, которых поддерживают эти институты.
Вдохновение
, которое принц Чарльз находит в искусстве
, отражено в картине
Иоганна Йозефа Цоффани «Трибуна Уффици», заказанной британской королевой Шарлоттой в 1772 году. Жена Георга III
, никогда не бывавшая в Италии
, попросила художника представить ей полотно
, на котором будут присутствовать главные шедевры из флорентийской галереи. Это было очень тяжёлое и трудоёмкое задание
, ведь живописцу приходилось копировать не только сами произведения
, включая их рамы
, но и мельчайшие детали интерьера. Кроме того
, в качестве зрителей в зале присутствуют реальные личности.
И хотя Цоффани «преуспел в портретах», он сделал ошибку, включив в композицию слишком много «неинтересных английских путешественников». Как отмечал в своих письмах британский посланник в Тоскане сэр Гораций Ман (также попавший на полотно): «Если сказанное им — правда, и королева снабдила его крупной суммой и послала во Флоренцию, чтобы написать эту картину, то неуместность такого скопления малоизвестных фигур ещё более значительна». К сожалению, когда работа в 1778 году прибыла в Лондон, венценосные заказчики оказались согласны с мнением дипломата. Несмотря на то, что художник получил положенное вознаграждение и компенсацию дорожных расходов, королевская семья больше никогда не прибегала к его услугам.
Выставка «Принц и патрон» в Государственных залах Букингемского дворца продлится до 30 сентября 2018 года.