Регистрация

Новое платье и название. Музей Гуггенхайма завершил трёхлетнюю реставрацию картины Мане

Мне нравится15       0  
Обновлённый модный манифест Эдуара Мане вернулся этим летом в музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке после трёх лет исследований и реставрации. Свободные, выразительные мазки и яркие цвета «Женщины в полосатом платье» (ок. 1877 — 1880) — полнометражного портрета неопознанной модели — были спрятаны под двумя слоями обесцвеченного лака. Кроме того, кураторы пошли на беспрецедентный шаг — изменили название работы.
«К концу жизни, [Мане] стал довольно близок к модерну в своём подходе к живописи и в том, как он изображал объекты очень малым количеством мазков, — сказала Лена Стрингари, замдиректора и главный консерватор Фонда Гуггенхайма. — Когда этот очень толстый и неприглядный лак был снят, мы смогли увидеть, как всего несколькими прикосновениями он смог заставить нечто запеть».
Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше «Женщина в полосатом платье» Эдуара Мане до (слева) и после реставрации. Фото: Solomon R. Guggenheim Foundation
Стремление захватить дух современного общества побуждало Мане писать портреты официанток, уличных музыкантов, старьёвщиков и других стандартных парижских «типов», которые были любимыми объектами популярной иллюстрированной литературы. Поскольку натурщица «Женщины в полосатом платье» не опознана, гипотеза о том, что это может быть французская актриса Сюзанн Райшенберг, остаётся чисто умозрительной. Есть большой соблазн рассматривать этот портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше как изображение одного из таких «типажей Мане» — модную парижскую женщину с японским веером.

Картина позднего периода, обнаруженная в мастерской художника после его смерти, со временем сильно изменилась. В частности, она была обрезана по бокам и сверху, о чём свидетельствует фотография, сделанная Фернардом Лохардом при описи студии. Во время перекрашивания была добавлена подпись («Ed Manet») и дополнен решетчатый фон, который в оригинале был менее «законченным».

Трансформация картины в ходе реставрации красноречиво представлена в ролике ниже.
Эскизную энергетику картины также приглушал тёмный слой похожего на сироп лака — такой обычно используется для покрытия музыкальных инструментов или деревянной мебели. Во время более ранней реставрации была изменена даже правая бровь модели — из приподнятой арки она превратилась в нейтральную, пассивную линию. Стрингари предполагает, что такая редактура должна была сделать картину более привлекательной для покупателей.

Реставрационный и исследовательский проект, в котором приняли участие более 25 специалистов, включая учёных, искусствоведов и историков моды, начался с интенсивного научного анализа. Сканирование показало, что под верхним красочным слоем не было подготовительного эскиза, и композиция не менялась. Это означает, что портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше был исполнен «на удивление решительно и уверенно», отметили в каталоге кураторы Музея Гуггенхайма.

Эдуар Мане. Женщина в полосатом платье

Лак удаляли постепенно, сперва используя очень тонкие маленькие кусочки ткани. В процессе реставраторам открылся новый цвет платья. Стал понятен фрагмент описания, сделанного Теодором Дюре, другом живописца. В первой монографии о Мане в 1902 году он назвал платье «серо-фиалковым». До реставрации это казалось бессмысленным, одежда выглядела чёрно-белой. Оказалось, что Дюре был прав: основой окраски был ультрамариновый синий, который художник смешивал с чёрным пигментом для нанесения темно-синих полосок в правой нижней части юбки.

Исследование также привело к редкому институциональному выбору: музей решил изменить название картины. Дюре именовал безымянный тогда холст «Женщина в вечернем платье». Так его называли и все предыдущие владельцы, включая Музей Гуггенхайма. Теперь же эксперты попытались больше узнать о «вечернем платье», изображённом на картине. Ему Мане уделил больше внимания, чем лицу, которое передано несколькими мазками. «Мы практически можем услышать шелест пышной ткани там, где юбка сжимается под давлением тесного корсета», — пишут кураторы

Профессор и историк моды Ейлин Рибейро из Института искусств Курто в Лондоне подтвердила, что одежда была, по сути, не вечерним платьем, а таким, которое можно было надеть «после полудня, на ранее вечернее мероприятие или неофициальный ужин». Это означало, что прежнее название работы было неточным. Тогда решено было дать ей наименование «Женщина в полосатом платье», которое использовал дилер Джастин К. Тханхаузер, владевший портретом несколько десятилетий, прежде чем передать Музею Гуггенхайма вместе с другими шедеврами из своей коллекции.

Комплексная реставрация была проведена перед включением работы в передвижную выставку «От Ван Гога до Пикассо. Наследие Танхаузера», которая откроется в филиале Музея Гуггенхайма в Бильбао 21 сентября 2018 года и продлится до 24 марта 2019-го. В экспозицию войдёт вся группа авангардистов конца XIX — начала XX веков из собрания Джастина Тханхаузера, принадлежащей Музею Гуггенхайма. В рамках подготовки к показу были тщательно изучены несколько работ из собрания.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта Музея Гуггенхайма и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: над реставрацией картины работает Джиллиан Макмиллан, помощник главного консерватора коллекции Музея Гуггенхайма; фото: Kristopher McKay / Solomon R. Guggenheim Foundation
Художники, упоминаемые в статье
Эдуар Мане
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP