Картина позднего периода, обнаруженная в мастерской художника после его смерти, со временем сильно изменилась. В частности, она была обрезана по бокам и сверху, о чём свидетельствует фотография, сделанная Фернардом Лохардом при описи студии. Во время перекрашивания была добавлена подпись («Ed Manet») и дополнен решетчатый фон, который в оригинале был менее «законченным».
Трансформация картины в ходе реставрации красноречиво представлена в ролике ниже.
Реставрационный и исследовательский проект, в котором приняли участие более 25 специалистов, включая учёных, искусствоведов и историков моды, начался с интенсивного научного анализа. Сканирование показало, что под верхним красочным слоем не было подготовительного эскиза, и композиция не менялась. Это означает, что портрет был исполнен «на удивление решительно и уверенно», отметили в каталоге кураторы Музея Гуггенхайма.
Лак удаляли постепенно, сперва используя очень тонкие маленькие кусочки ткани. В процессе реставраторам открылся новый цвет платья. Стал понятен фрагмент описания, сделанного Теодором Дюре, другом живописца. В первой монографии о Мане в 1902 году он назвал платье «серо-фиалковым». До реставрации это казалось бессмысленным, одежда выглядела чёрно-белой. Оказалось, что Дюре был прав: основой окраски был ультрамариновый синий, который художник смешивал с чёрным пигментом для нанесения темно-синих полосок в правой нижней части юбки.
Исследование также привело к редкому институциональному выбору: музей решил изменить название картины. Дюре именовал безымянный тогда холст «Женщина в вечернем платье». Так его называли и все предыдущие владельцы, включая Музей Гуггенхайма. Теперь же эксперты попытались больше узнать о «вечернем платье», изображённом на картине. Ему Мане уделил больше внимания, чем лицу, которое передано несколькими мазками. «Мы практически можем услышать шелест пышной ткани там, где юбка сжимается под давлением тесного корсета», — пишут кураторы
Комплексная реставрация была проведена перед включением работы в передвижную выставку «От Ван Гога до Пикассо. Наследие Танхаузера», которая откроется в филиале Музея Гуггенхайма в Бильбао 21 сентября 2018 года и продлится до 24 марта 2019-го. В экспозицию войдёт вся группа авангардистов конца XIX — начала XX веков из собрания Джастина Тханхаузера, принадлежащей Музею Гуггенхайма. В рамках подготовки к показу были тщательно изучены несколько работ из собрания.
По материалам официального сайта Музея Гуггенхайма и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: над реставрацией картины работает Джиллиан Макмиллан, помощник главного консерватора коллекции Музея Гуггенхайма; фото: Kristopher McKay / Solomon R. Guggenheim Foundation