войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Загадка в раме. Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.
Загадка в раме. Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах
В 1660-х годах семья Пастон из Норфолка заказала некоему фламандскому художнику изображение редкостей, которыми был буквально набит их особняк. Блестящая коллекция включала глобус, отмечавший места, где они побывали, районы, откуда происходили изделия из фарфора и кристаллов в их собрании, а также бокалы из ценных раковин и страусиных яиц, оправленных в серебро и золото.
Неизвестный художник, «Сокровища Пастона» (ок. 1663). Музей замка Норидж, Великобритания
Неизвестный художник, «Сокровища Пастона» (ок. 1663). Музей замка Норидж, Великобритания
«Эта выставка рассказывает как местную историю Норфолка, так и поистине международную. Первые подсказки к ней содержатся на картине. Они открывают мир, о существовании которого мы не подозревали, но свидетельства которого разбросаны по всей планете», — сказала Франческа Ванке, куратор в Музея замка Норидж.

Картину подарил музею в 1930-х годах потомок одного из посетителей «гаражных распродаж» Пастонов в XVIII веке. Тогда полотно считалось «исторической безделицей», а не крупным произведением искусства. Тем не менее, его мрачная атмосфера и обилие деталей завораживают не одно поколение посетителей.

Многолетние международные исследования позволили расшифровать многие — но не все! — секреты этой картины. Часть изображённых на ней редкостей удалось обнаружить в музейных и частных коллекциях в Европе и США — и собрать вместе впервые за 300 лет.
  • Сокровиша Пастона. Кувшин из горного хрусталя, возможно, из государства Сасанидов (ныне Пакистан). Позднеантичная или раннесредневековая эпоха. Фото: Norwich Castle (@NorwichCastle) / Twitter
  • Сокровища Пастона. Перламутровый флакон из индийского штата Гуджарат (начало XVII века), частично отреставрированный в 1660-х годах в Англии. Фото: Norwich Castle (@NorwichCastle) / Twitter
Семью Пастон историки любят за уникальную серию средневековых писем, где в ярких деталях описаны их семейные и финансовые дела. К середине XVII века они стали богатыми, могущественными землевладельцами. И около 1663 года с присущим им чванством заказали полотно, чтобы похвастать своим богатством и культурой. Но картина с тикающими часами, цветами и фруктами, которые завянут и сгниют, стала ещё и аллегорическим натюрмортом «ванитас» — напоминанием о том, что жизнь мимолётна, а смерть неумолима.

Пастоны не могли предвидеть свою судьбу. Но череда детских смертей, включая маленькую девочку на картине, и огромные долги за два поколения стали для них катастрофой. Сокровища были распроданы, огромный особняк Окснид-холл заброшен, затем продан, а в XVIII веке почти полностью разрушен.
Ноты в тетради, которую держит девочка на картине «Сокровища Пастона», написаны настолько тщательно,
Ноты в тетради, которую держит девочка на картине «Сокровища Пастона», написаны настолько тщательно, что учёные смогли их прочитать и воспроизвести мелодию
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Профессор Джонатан Уэйнрайт определил, что ноты в руках у девочки — это трагическая пьеса шотландского композитора Роберта Рэмси, написанная в 1630 году. Сейчас запись, впервые сделанная в Королевском музыкальном колледже, сопровождает выставку.

Искусствоведы полагают, что картину заказал либо сэр Уильям Пастон — увлечённый коллекционер и путешественник, побывавший в Каире, Константинополе и Иерусалиме, — либо его сын Роберт в память об отце, скончавшемся в 1663 году.

Сам Роберт был страстным учёным-любителем, который много лет занимался алхимией, но не смог преврати

Сам Роберт был страстным учёным-любителем, который много лет занимался алхимией, но не смог превратить обычный металл в столь необходимое ему золото. Он умер в возрасте 52 лет, переболев подагрой, цингой и депрессией. Причиной его долгов отчасти стало щедрое гостеприимство, в том числе — роскошный приём, устроенный для короля Карла II в 1671 году.

Слева: сэр Роберт Пастон, 1-й граф Ярмут. Гравюра Барнета Ридинга

Его сын Уильям попытался исправить положение, продавая коллекцию, а затем и сам особняк. Но это не помогло, и к 1732 году он был признан банкротом с долгами в 16 млн фунтов стерлингов в пересчёте на сегодняшние деньги.

Маленькая девочка, изображённая на картине, была дочерью Роберта, умершей в детстве. Учёные не смогли установить, кем был красивый африканский мальчик в левой части композиции. Но, учитывая тщательность исполнения деталей, вероятнее всего, это был реальный человек, возможно, живший в доме Пастона.
  • Фрагмент картины «Сокровища Пастона»: африканский мальчик с обезьянкой
  • Фрагмент картины «Сокровища Пастона»: дочь Роберта Пастона с нотами
Самой большой тайной картины остаётся личность её автора. В одной из частных коллекций в Нью-Йорке исследователи нашли полотно с тем же серым попугаем, написанное той же рукой. В другом приватном собрании была обнаружена ещё одна работа, принадлежавшая семье. Она также стала экспонатом выставки, но не успела войти в каталог, поскольку была найдена незадолго до открытия экспозиции.

Ниже: короткометражный документальный фильм-путешествие, в котором рассказывается о том, что находится под верхним слоем краски картины «Сокровища Пастона», как она была написана и как изменилась за последние 350 лет. Текст читает Стивен Фрай.
Рекомендуемые выставки и показы
Выставка «Сокровища Пастона. Богатства и раритеты знакомого мира» в Музее замка Норидж будет работать до 23 сентября.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Guardian и официального сайта Центра британского искусства Йельского университета. Главная иллюстрация: подготовка экспозиции «Сокровища Пастона. Богатства и раритеты знакомого мира» в Музее замка Норидж; фото — Norwich Castle (@NorwichCastle) / Twitter