Регистрация
Анонимный опрос от Артхива. Помогите нам сделать проект лучше

Картина «Вакх и Ариадна» Тьеполо раскрыла свои секреты реставраторам

Мне нравится15 
Национальная галерея в Вашингтоне завершила четырёхлетнюю реставрацию одной из жемчужин своей коллекции — «Вакха и Ариадны» (ок. 1743 — 1745) итальянского художника эпохи рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
Джованни Баттисты Тьеполо. Исследование выявило на картине ранее неизвестные детали, утраченные после того, как в конце XVIII века её вывезли из дворца, для которого она была написана. Теперь зрители могут получить новое представление о процессе создания масштабного творения.
Считается, что «Вакх и Ариадна» были написаны для украшения лестницы неизвестного венецианского дворца. На это указывает ныне утерянное письмо Тьеполо от 1764 года, где владелец палаццо обозначен инициалами V.E. Картина, вероятно, была одной из четырёх работ (из них сохранились лишь три), каждая из которых символизировала некий природный элемент. «Вакх и Ариадна» представляют землю, «Триумф Амфитрита» (ныне находится в Галерее старых мастеров в Дрездене) — воду, а Юнона и Луна (Музей изящных искусств, Хьюстон) — воздух.
Местонахождение четвертой картины, на которой, скорее всего, был изображён Вулкан, бог огня, и его жена Венера, неизвестно. Представление о том, как могло выглядеть это полотно, даёт нам небольшой эскиз для росписи потолка в Королевском дворце Мадрида, ныне хранящийся в Художественном музее Филадельфии.


Все три дошедшие до нас картины содержат архитектурные мотивы, связывавшие их с первоначальным местоположением. На «Вакхе и Ариадне» это изображения каменных волют (спиралевидные завитки на одном из которых сидит путти) в верхней трети полотна и длинношеих существ, похожих на грифонов, в нижних углах. Согласно найденным записям, сами работы были изъяты со своих исходных мест в 1798 году. После этого архитектурные детали на них утратили смысл и были закрашены.

Слева: Реставратор Сара Гоуэн Мюррей работает над восстановлением Джованни Баттисты Тьеполо «Вакх и Ариадна». Фото: Национальная галерея искусств в Вашингтоне

Реставраторы сняли более поздний красочный слой, под которым обнаружились высокие вертикальные листья на левой и правой сторонах композиции. Инфракрасные снимки показали, что первоначально они были перевязаны золотыми лентами. Они, как и грифоны, вероятнее всего, были связующими фрагментами для всех четырёх картин серии. Сходные элементы были найдены при реставрации «Триумфа Амфитриты» несколько десятилетий назад. Полотно «Юнона и Луна» пока ещё не восстанавливалось, но инфракрасные и рентгеновские снимки показали, что на нём есть закрашенные грифоны.
Украшение в виде золотой ленты есть на ещё одной работе Тьеполо, «Нашествие змей» (1732 — 1735) из Галереи Академии в Венеции. Она, а также архивные документальные изображения и другие произведения художника дали реставраторам понять, как выглядели недостающие элементы.
Фрагмент масштабной работы Джованни Баттисты Тьеполо «Нашествие змей», дающий представление о том, как художник с помощью декоративных элементов связывал различные части композиции. Фото: Wikimedia
Учёные также выявили, что во время работы Тьеполо вносил значительные изменения в композицию. Это свидетельствует о том, что «Вакх и Ариадна», вероятнее всего, были первой картиной серии. Рентген показал, что под грифоном и ягуаром в правом нижем углу скрываются изогнутые формы — возможно, с их помощью художник первоначально пытался включить произведение в окружающий интерьер.

На картине Тьеполо изображён эпизод древнего мифа, когда бог виноделия Вакх коронует Ариадну, влюбившись в неё. Небожитель увидел девушку на берегу острова Наксос, где её бросил возлюбленный — герой Тесей. Ариадна стала женой Вакха, взошла на гору Олимп и обрела бессмертие. Художник изобразил бога едва сидящим на бочке и держащим сверкающий золотой венец, который позже станет созвездием Северная Корона. Внизу лежит один из двух ягуаров, везущих колесницу Вакха. Сам он окружён гуляками с кувшинами вина и виноградными лозами, представляющими плодовитость земли, а пшеница в волосах Ариадны и тростник в её руке, символизируют землю.
«Вакх и Ариадна» Джованни Баттисты Тьеполо до реставрации — без архитектурных фрагментов, соотносящихся с интерьером, для которого картина была написана. Фото: Национальная галерея искусств в Вашингтоне
После того, как «Вакха и Ариадну» сняли с первоначального места, картина находилась в частных коллекциях в Италии и Вене. В конце 1920-х годов её купили американский промышленник Уильям Роберт Тимкен и его жена Лилиан. В 1960 году они передали полотно Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Обновлённое произведение вернулось в экспозицию 14 июня 2018 года.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Artdaily и artnet News
Мне нравится15 
Художники, упоминаемые в статье
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.