Монументальная серия «Славянская эпопея», созданная чешским художником, одним из представителей стиля модерн
Альфонсом Мухой, наконец обретёт постоянный дом. Около 90 лет она находилась во временных хранилищах, в ходе Второй мировой её прятали от оккупантов в двух местах в Праге — и полотна немного пострадали от влаги.
В своём завещании Альфонс Муха (1860 — 1939) указал, что дарит аллегорический цикл из 20 картин с изображением славянских мифов Праге при условии, что город построит для него выставочное пространство. Чешская столица стала владельцем полотен, площадь каждого из которых составляет порядка 48 кв. метров, в 1928 году. Но пожелание художника, который своим успехом во многом обязан актрисе Саре Бернар, до сих пор не было исполнено.
Апофеоз истории славянства. Из цикла "Славянская эпопея"
1925, 480×405 см
И вот, в минувший четверг, 14 июня 2018 года, городской совет Праги проголосовал за предоставление дома для произведений, которые художник считал своими величайшими шедеврами. «Я рассматриваю это как уплату просроченного долга Альфонсу Мухе», — сказала мэр столицы Адриана Крначова.
Новый выставочный зал будет расположен в пражском Лапидариуме — здании XIX века в стиле ар-нуво, которое десятилетиями простояло без внимания (лапидарий — экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах, в том числе надгробиях). Городской совет Праги посчитал, что его реставрация поможет оживить район, где оно находится, привлечь туристов и местных жителей. Ар-нуво характеризуется замысловатыми формами и плавными кривыми, повторяющими природные линии. Это движение было очень популярно с 1890-х годов до Первой мировой войны.
Новый выставочный зал будет расположен в пражском Лапидариуме — здании XIX века в стиле ар-нуво, которое десятилетиями простояло без внимания (лапидарий — экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах, в том числе надгробиях). Городской совет Праги посчитал, что его реставрация поможет оживить район, где оно находится, привлечь туристов и местных жителей. Ар-нуво характеризуется замысловатыми формами и плавными кривыми, повторяющими природные линии. Это движение было очень популярно с 1890-х годов до Первой мировой войны.
Пражский Лапедариум. Фото: LibreShot
«Преимущество нашего решения в том, что это грандиозное произведение может получить дом через два с половиной года», — подчёркивает Адриана Крначова. «Это наилучший вариант для „Славянской эпопеи“», — считает городской советник по культуре Ян Вольф. Он добавил, что там же могут размещаться и другие работы Мухи.
Прага рассчитывает потратить на восстановление здания приблизительно 580 млн крон (26,7 млн долларов США).
Прага рассчитывает потратить на восстановление здания приблизительно 580 млн крон (26,7 млн долларов США).
Славяне на своей земле
1912, 610×810 см
Цикл «Славянская эпопея» заказал в 1913 году американец-славянофил Чарльз Крейн с намерением пожертвовать его Праге. Муха завершил работу в 1928 году — через 10 лет после того, как бывшая Чехословакия обрела независимость после распада Австро-Венгерской империи. В том же году серия была впервые показана в пражском Выставочном дворце.
В 1930-х — 1940-х годах холсты были помещены в хранилище, а затем спрятаны под слоем угля от нацистов, которые подозревали Муху в принадлежности к франкмасонам и сочувствии евреям. Художник скончался в 1939 году вскоре после допроса в гестапо.
В 1930-х — 1940-х годах холсты были помещены в хранилище, а затем спрятаны под слоем угля от нацистов, которые подозревали Муху в принадлежности к франкмасонам и сочувствии евреям. Художник скончался в 1939 году вскоре после допроса в гестапо.
Послевоенный коммунистический режим, в свою очередь, объявил художника декадентским буржуа. Лишь в 1960-х годах картины возвратились из небытия и, хотя Альфонс Муха завещал «Эпопею» именно Праге, были выставлены в замке Моравского Крумлова. Это место находится неподалёку от Иванчице, где родился живописец. В 2011 году, несмотря на сопротивление и протесты музея, руководства Южно-Моравского края и местных жителей, картины были перевезены в столицу. Официальной причиной стало ухудшение условий в замке.
Гуситский король Иржи Подебрадский. Из цикла "Славянская эпопея"
1923, 405×480 см
Тем не менее, у произведений до сих пор не было постоянного дома. На протяжении многих лет для «Славянской эпопеи» предлагали свыше десятка мест, которые стали предметом спора между властями Праги и семьёй художника. Его внук Джон Муха также выступал против отправки полотен в турне по Дальнему Востоку. Тем не менее, в 2017 году в Японии цикл увидели 660 тысяч человек.
Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах. Из цикла "Славянская эпопея"
1914, 610×810 см
В ожидании реставрации Лапидариума весь цикл «Славянская эпопея» будет выставлен в мэрии Праги — это здание также построено в стиле ар-нуво — в честь 100-летия образования Чехословакии.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам Artdaily. Главная иллюстрация: echo24. cz