С момента похищения полотна Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» прошло почти полсотни лет. Однако эта кража до сих пор не раскрыта и стоит на втором месте в списке из десяти самых громких арт-преступлений, составленном ФБР. В прошлом все нити расследования приводили в тупик. Но появились новые свидетельства, которые оживили надежды на то, что картину можно найти — или, по крайней мере, выяснить её судьбу.
В часовню Святого Лоренцо, находящуюся в полуразрушенном тогда квартале Калса в Палермо, воры проникли ненастной октябрьской ночью 1969 года. Их добычей стала одна из городскоих достопримечательностей — запрестольный образ «Рождество» кисти Караваджо. В то время ни одно преступление в Палермо не происходило без ведома мафии. Поэтому следователи, естественно, искали подсказки в первую очередь у гангстеров-перебежчиков.
За многие годы те рассказывали одну историю ужаснее другой. Один сообщил, что «Рождество», созданное между 1600-м и 1609 годами, сгорело, другой — что съедено мышами или свиньями, третий — что его спрятали и предъявили только на встрече мафиозных боссов, а четвёртый поведал, что картину использовали как прикроватный коврик.
За многие годы те рассказывали одну историю ужаснее другой. Один сообщил, что «Рождество», созданное между 1600-м и 1609 годами, сгорело, другой — что съедено мышами или свиньями, третий — что его спрятали и предъявили только на встрече мафиозных боссов, а четвёртый поведал, что картину использовали как прикроватный коврик.
Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием
1609, 268×197 см
Однако в мае 2017 года ещё один перебежчик, Гаэтано Градо, сообщил итальянскому парламентскому органу, который обычно зовётся «Антимафиозной комиссией», новые сведения. Они побудили членов комитета копнуть немного глубже. Результаты были представлены лишь недавно.
Как говорится в отчёте, через два дня после похищения один из сицилийских «крёстных отцов» Гаэтано Бадаламенти пригласил Градо, отвечавшего за центр Палермо, взглянуть на украденного Караваджо. К тому времени полотно уже прошло через руки нескольких мафиози. По словам информатора, также был приглашён «очень старый» швейцарский арт-дилер. Когда тот посмотрел на картину, то расплакался так, что Бадаламенти «подумал, что он болван».
После этого старик сказал, что разрежет полотно на куски, иначе не сможет его продать. Имя швейцарца, который на данный момент уже умер, как и Бадаламенти, не указывается в документах, преданных гласности.
Как говорится в отчёте, через два дня после похищения один из сицилийских «крёстных отцов» Гаэтано Бадаламенти пригласил Градо, отвечавшего за центр Палермо, взглянуть на украденного Караваджо. К тому времени полотно уже прошло через руки нескольких мафиози. По словам информатора, также был приглашён «очень старый» швейцарский арт-дилер. Когда тот посмотрел на картину, то расплакался так, что Бадаламенти «подумал, что он болван».
После этого старик сказал, что разрежет полотно на куски, иначе не сможет его продать. Имя швейцарца, который на данный момент уже умер, как и Бадаламенти, не указывается в документах, преданных гласности.
Итальянская парламентская Антимафиозная комиссия представляет свой отчёт в часовне Святого Лоренцо в Палермо 30 мая 2018 года. Фото: Gianni Cipriano / The New York Times
Антимафиозная комиссия считает, что этим показаниям можно верить, поскольку Гаэтано Градо — единственных из допрошенных перебежчиков, непосредственно связанный с ограблением. Однако слова этого человека убедили не всех.
Так, Бернардо Торторичи ди Раффадали, руководитель культурной ассоциации Amici dei Musei Sicilian, которая управляет часовней, заявил, что за эти годы переместил два запрестольных образа — включая цифровую копию, которая заменила пропавший шедевр. И это было «чрезвычайно сложно» из-за размера, веса и положения холста над алтарём.
Так, Бернардо Торторичи ди Раффадали, руководитель культурной ассоциации Amici dei Musei Sicilian, которая управляет часовней, заявил, что за эти годы переместил два запрестольных образа — включая цифровую копию, которая заменила пропавший шедевр. И это было «чрезвычайно сложно» из-за размера, веса и положения холста над алтарём.
Операция вроде этой невозможно провернуть под влиянием момента и без многочисленной хорошо подготовленной команды, сказал он. И добавил, что воры вырезали полотно из деревянного каркаса «с хирургической точностью». Торторичи пришёл к заключению, что «эта кража была заказана», а расследование не проведено надлежащим образом.
В ответ глава комиссии Рози Бинди заметила, что в ту ночь грабителями «руководили двое экспертов по кражам произведений искусства». И хотя следователи не нашли указаний на то, что кражу заказала мафия, «это не значит, что она не привлекла людей, которые знали, что делать».
Слева: Рози Бинди, руководитель итальянской парламентской Антимафиозной комиссии. Фото: Gianni Cipriano / The New York Times
Но откровения Градо, по крайней мере, вдохнули новую жизнь в поиски картины: выводы Антимафиозной комиссии убедили прокуроров Палермо открыть новое расследование по факту кражи. По словам Рози Бинди, это даёт надежду на то, что хотя бы часть полотна будет восстановлена.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The New York Times. Главная иллюстрация: репродукция «Рождества со святыми Франциском и Лаврентием» Караваджо в часовне Святого Лоренцо в Палермо на месте оригинала, похищенного в 1969 году; фото — Gianni Cipriano / The New York Times