Повелитель цвета, немецкий художник русского происхождения, юрист, покинувший работу и жену ради искусства… Спустя 70 лет после смерти абстракциониста, полжизни проведшего в Европе, его картины продолжают путешествовать по миру, будить интерес у западных коллекционеров и становиться образцами для подделок. Сегодня сразу две экспозиции космополита-эмигранта открылись в Германии и еще одна крупная ретроспектива в США. Мы решили поразмыслить, отчего к Кандинскому не зарастает народная тропа, а также узнать, что ожидает его ценителей в этом сезоне — итак…
Форма креста
1926
Кандинского называют швом, соединяющим русское и европейское искусство, традиции которого он, при этом, разрушал. Творчество композитора от живописи, как и прежде, волнует умы европейцев. Что и говорить, если в 2013 г. на брюссельскую выставку «Кандинский и Россия» за полтора месяца пожаловало 40 тысяч человек! Однако особенную популярность и славу он снискал в Германии, где обитал с начала прошлого века.
На точках
1928, 140×140 см
Неугасающую популярность художника в Соединенных Штатах, Германии и Франции можно объяснить и тем, что музеи этих стран — немецкая галерея Ленбаххаус, нью-йоркский Гуггенхайм (самое большее собрание картин 150 полотен!) и Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже располагают большой коллекцией работ авангардиста, поэтому часто устраивают его выставки.
Германия в Кандинском
С детства Василий Кандинский читал поэзию Шеллинга и Гёте в оригинале, поэтому, когда в 1896 г. под впечатлением от картины Моне «Стог сена, освещенный солнцем», решил сжечь все мосты и отправился постигать живопись в Мюнхен, «трудностей перевода» не испытывал.
Частная художественная студия Аше на него впечатления не произвела. Зато вторым художественным учебный заведением в 1900 г. стала Мюнхенская академия художеств, а учителем сам Франц фон Штук, заметное имя в символизме. Уже в 1901 г. Кандинский основал художественное объединение «Фаланга», а при нем школу, где преподавал.
В переписке со своей немецкой возлюбленной, ученицей и художницей Габриелой Мюнтер художник отмечал: «Я только наполовину русский… По воспитанию я — наполовину немец. Как художник я привязан к Германии, и всё немецкое, немецкие древности значат для меня больше, чем для многих немцев» .
Момент биографии: в спешке уезжая из Германии с началом Первой мировой в 1914 г., Василий Кандинский оставил невесте Габриэле Мюнтер большинство своих картин. Спустя несколько лет он вернулся в Германию… с женой Ниной, еще и попросил Мюнтер вернуть свои работы. Но Габриэле отказалась: «Ты же обещал на мне жениться! Теперь я оставлю себе твои полотна». Кандинский вел судебные разбирательства 5 лет, однако в итоге составил официальный отказной документ, признав законной владелицей картин экс-невесту Мюнтер. Она картины не продавала, и в 80 лет в 1957 г. передала всю коллекцию (54 работы!) галерее Lenbachhaus.
В 1921 г. Кандинский навсегда уезжает из России и получает предложение преподавать в известной высшей архитектурно-художественной школе Баухауз
(Bauhaus) в Веймаре. Его соседом в доме для преподавателей был Пауль Клее. Германию Кандинский покинул, лишь когда Баухаус был закрыт нацистами.
Москва. Красная площадь
1916, 51.5×49.5 см
Берлин: Кандинский-учитель
В берлинском архиве Баухауза (Bauhaus-Archiv Berlin) с 25 июня по 8 сентября рассказывают об 11 преподавательских годах художника. Впервые монографии и рукописные лекции из архивов Центра Помпиду в Париже и Исследовательского Института Гетти в Лос-Анжелесе показывают вместе. Выставка представляет Кандинского как пионера в области абстрактной живописи. Кроме документов, на экспозиции можно увидеть акварели и рисунки немецкого периода, а кроме того работы коллег по Баухаузу, среди которых — Георг Мухе (Georg Muche) и Пауль Клее (Paul Klee).
Дюссельдорф: бесконечная белая бездна авангардизма
Не столько о живописи, сколько о ее философии: до 6 июля в дюссельдорфской галерее К20 в рамках фестиваля «Квадриеннале-2014» размышляют о белых поверхностях на полотнах Кандинского, Малевича и Мондриана как символе будущего человечества. И даже на картинах «Черный квадрат» и «Черный крест» белый цвет является не просто фоном для разноцветных фигур, а ведущим игроком, — объясняют кураторы экспозиции. Для Кандинского же это целый мир, в котором гаснут цвета. Мир пустоты и мир возможностей одновременно.
Американская «Ретроспектива»
С 5 июня по 1 сентября впервые в Музее искусств Милуоки гостят картины, представляющие 40 лет творческой жизни художника, поделенные на десятилетия. Выставка «Кандинский. Ретроспектива» включает полотна, написанные в период Баухауза. Коллекция предоставлена Центром Жоржа Помпиду: свыше 100 картин, переданных супругой художника, Ниной Кандинской.