Диалог отца и сына Ренуаров ведёт Фонд Барнса
Фонд Барнса в Филадельфии — обладатель крупнейшей в мире коллекции картин
Пьера-Огюста Ренуара — организовал крупную мультимедийную экспозицию
, посвящённую художественному взаимообмену между известным художником-импрессионистом и его сыном
, знаменитым режиссёром Жаном Ренуаром. Выставка
«Ренуар: отец и сын. Живопись и кино» объединила более 120-ти произведений
, в том числе картины
, фильмы
, рисунки
, керамику
, костюмы
, фотографии и плакаты
, многие из которых никогда не демонстрировались в США.
Исследования роли Пьера-Огюста Ренуара в творчестве его сына и взаимоотношениями между живописью и кино организованы при участии парижских музеев Орсе и Оранжери, а также архива Французская синематика.
Выдающийся режиссёр Жан Ренуар (1894 — 1979) наиболее известен такими фильмами как «Великая иллюзия» (1937), «Загородная прогулка» (снят в 1936 году, выпущен в 1946-м) и «Правила игры» (1939). Все они считаются вехами в истории искусства прошлого века. Сын живописца стал одним из тех, кто сделал кино подлинной формой художественного выражения. В его лентах, как и в картинах отца, присутствует чувство неформального или ощущение импровизации, что на самом деле было результатом придирчивого и продуманного подхода.
Слева: Жан Ренуар и Ингрид Бергман на съёмках фильма «Елена и мужчины» (1956). Источник: The Red List
На творчество Жана — особенно в кино — глубоко повлиял опыт позирования Пьеру-Огюсту Ренуару и наблюдение за развитием поздней манеры отца в начале XX века. Он однажды написал: «Я потратил всю свою жизнь, пытаясь определить степень влияния моего отца на меня». В рамках богатого диалога между отцом и сыном кураторы выставки «Ренуар: отец и сын. Живопись и кино» обращают внимание на отношение Жана к художественному миру Пьера-Огюста, его взгляд на работу отца, а также на изображение художников и творческий процесс в его фильмах.
Кадр из фильма Жана Ренуара «Завтрак на траве» (1959). Источник: barnesfoundation.org
«Это совершенно исключительная, если не уникальная ситуация в истории искусства, когда отец и сын сыграли столь важные роли в своих областях. Изобретя импрессионизм вместе со своими друзьями, Пьер-Огюст Ренуар кардинально обновил искусство своего времени. Жан Ренуар изобрёл новые образы на заре кинематографа. Восхищает то, как часто Жан ссылался на творчество и эпоху отца в своих фильмах. Однако их отношения были сложными и колебались между моментами восхищения и отторжения, — говорит Сильви Патри, главный куратор Музея Орсе и консультант Фонда Барнса. — Если художественная деятельность и творческая вселенная Пьера-Огюста в некоторых аспектах повлияли на искусство Жана, то фильмы сына пролили свет на картины его отца».
Иллюстрация выше: Пьер-Огюст Ренуар, «Качели» (1876), Музей Орсе в Париже. Иллюстрация ниже: Жан Ренуар с актёрами Мелом Феррером и Ингрид Бергман на съёмочной площадке фильма «Елена и мужчины» (1956) © René Burri/Magnum Photos
Сопоставив картины Пьера-Огюста Ренуара с более чем двадцатью фрагментами фильмов Жана, организаторы исследуют, как каждый экспериментировал с новыми способами создания образов и выразительность. Помимо полотен и рисунков импрессиониста из собственной коллекции Фонда Барнса, на выставке можно увидеть такие знаменитые образы, как «Качели» из Музея Орсе, «Жан в охотничьем костюме» (1910) из Музея искусств округа Лос-Анджелес, «Жан Ренуар за шитьём» (ок. 1900) из Института искусств Чикаго и «Габриэль и Жан» (ок. 1896) из Музея Оранжери.
«…Чтобы угомонить маленького сына Жана на полчаса для позирования, ему прямо в мастерской читали Андерсена. Однажды в мастерскую во время такого детского сеанса заглянул кто-то из знакомых Ренуара и возмутился: „Зачем вы читаете ребенку эту ложь? Он будет думать, что животные разговаривают!“ Ренуар улыбнулся и ответил: „Они и правда разговаривают!“
…Сыновьям отращивали шевелюры, преследуя две цели: защитить голову от возможных травм и подарить Ренуару несколько новых вдохновляющих золотистых бликов на детских волосах. Жан распрощался с волосами, когда родился младший брат и любимая модель Ренуара — маленький Клод».
Читайте также: Штрихи к портрету: истории о важном и неважном в жизни Ренуара.
После смерти Пьера-Огюста Ренуара в 1919 году Жан, как и его два брата, унаследовал несколько сотен картин, оставшихся в студиях отца. Он сыграл ключевую роль в популяризации и оценке этих поздних работ в 1920-х годах. Доктор Альберт Барнс, увлечённый коллекционер импрессиониста, заключил соглашение с Жаном и приобрёл доставшиеся тому полотна. Интересно, что оба они нимало поспособствовали возвращению благосклонности к ранее несправедливо раскритикованным работам, таким как «Купальщицы» (1919, Музей Орсе). Многие ценители посчитали «смущающими» их преувеличенные формы и красноватых тона.
«Стареющему, больному Ренуару нужна блондинка для новой картины? Супруга Алин едет в Ниццу и находит мужу 16-летнюю модель в Академии живописи. „Ею удовлетворился бы и Рубенс“: Андре Гесслинг, „Дедэ“, видим на картине „Купальщицы“ (1918). После смерти Ренуара Андре стала женой его сына и сыграла главные роли в четырех фильмах Жана Ренуара…» — смотрите Видео Артхива. Любимые натурщицы Ренуара. Фото: Жан Ренуар, Андре Гесслинг.
Среди экспонатов выставки есть также неопубликованные записные книжки Жана Ренуара, четыре костюма для его фильмов, отражающие форму и цвета на картинах отца, и шесть афиш к лентам, четыре из которых одолжены у Мартина Скорсезе.
Особый интерес представляют его керамические работы — малоизвестно, что прежде, чем стать режиссёром, Жан создавал произведения их глины. Барнс, который отверг традиционную иерархию, ставящую прикладное искусство ниже живописи, был его самым значительным коллекционером и приобрёл 40 предметов — больше, чем кто-либо ещё. Как и другие керамисты начала XX века, Жан черпал вдохновение в популярной культуре, предпочитая простые формы, яркие цвета и декоративные орнаменты для своих работ, которым пытался придать спонтанность.
Миска работы Жана Ренуара из коллекции Фонда Барнса. Фото: barnesfoundation.org
Выставка «Ренуар: отец и сын. Живопись и кино» открыта в Фонде Барнса в Филадельфии по 3 сентября 2018 года. Это единственно место в США, где можно увидеть экспозицию. После этого показ переедет в Музей Орсе в Париже и будет работать там с 6 ноября 2018-го по 27 января 2019 года.
По материалам официального сайта Фонда Барнса и
Artdaily. Главная иллюстрация: Пьер Огюст Ренуар. «Габриэль и Жан»,
1896
(фрагмент). Источник фото Жана Ренуара и Андре Гесслинг —
whosdatedwho.