Предстоящая продажа также проливает свет на захватывающую историю работы «Блюдо устриц». Она была частью коллекции, принадлежащей голландской семье из Арнема. Именно в этом городе потерпела неудачу «Голландская операция» («Маркет Гарден») союзников в 1944-м, что было позже отражено в книге и военном фильме «Мост слишком далеко».
Владельцем «Блюда устриц» был доктор Джоан Хендрик Шмидт ван Гельдер, заведующий местной Детской больницей. Шедевр Охтервельта вместе с тринадцатью другими картинами украшал приёмный покой госпиталя, а во время Второй мировой войны был помещён в банковское хранилище. Все полотна попали в руки нацистов в 1945-м, когда союзники вынуждены были отступить после битвы за Арнем.
Слева: доктор ван Гельдер в лаборатории Детской больницы Арнема. Фото: Википедия
Как выяснилось, произведение в 1987 году завещал администрации Сити застройщик Гарольд Сэмюэль. До этого оно принадлежало американскому дипломату, который купил его в Цюрихе в 1967 году, а ещё ранее находилось в Дюссельдорфе. В ноябре 2017 года тогдашний Лорд-мэр лондонского Сити Эндрю Пармли передал картину Шарлотте Бишофф ван Хемскерк.
Теперь сцена, на которой галантный молодой человек соблазняет хорошо одетую молодую женщину, предлагая ей блюдо устриц, будет продана в Лондоне 4 июля. Её предварительная оценка колеблется от 1,5 до 2,5 млн фунтов стерлингов (2−3,4 млн долларов США на сегодняшний день).
В наши дни известны две картины Охтервельта под названием «Блюдо устриц», написанные в 1667 году. Одна из них входит в коллекцию Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме. Обе относятся к группе из шести произведений с одной и той же главной героиней (возможно, той же натурщицей), одетой в красный жакет, отороченный мехом, и атласную юбку, но разных ситуациях. Изображение устриц было откровенно эротическим намёком, очень популярным в Голландии Золотого века. С древних времён этот моллюск считался афродизиаком, а иногда использовалась как символ женских гениталий.
Слева: Якоб ван Охтервельт, «Блюдо устриц» (1667). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
По материалам газеты The Guardian и официального сайта аукционного дома Sotheby’s. Главная иллюстрация: The Times