Кто, где, зачем
— Современное искусство не должно быть красивым.
У него много других функций: подталкивать к размышлениям, провоцировать, шифровать эпоху для следующих поколений, создавать систему символов для анализа мира вокруг — но не украшать! Украшать — задача дизайна.
— Опыт — более широкая категория, чем понимание.
Каждый из нас — эксперт своего собственного опыта. Каждый знает только то, что он познает. Это и есть самое важное. Единственное, в чем каждый из нас действительно эксперт — это собственный опыт. Поэтому, чтобы понимать современное искусство, нужно на него постоянно смотреть, оценивать, слушать мнение профи. таким «опытным» путем составить внутреннюю систему оценивания.
Субодх Гупта — один из самых продаваемых современных художников. Прославился огромными скульпутрами, сделанными из металлической посуды — типичной посуды для Индии, отуда Гупта родом.
Братья Чепмены — скандальный дуэт художников, известный провокативными скульптурами и конфликтами с представителями разного рода объединений морализаторов. Впрочем, это не мешает им входить в список самых дорогих современных художников.
— Художники взывают к ощущениям смотрящего.
Возьмем, к примеру, кофе и положим в него 3 кусочка сахара. Для тех, кто любит сладкий кофе, он будет хорошим. Тем же, кто предпочитает несладкие напитки, он не понравится. Дело не в кофе — дело во вкусе. Так что субъективные категории «нравится — не нравится» тоже должны фигурировать в оценивании.
— Современное искусство это философская игра.
Ее нельзя понять без аннотации. 1000 лет назад говорили: если картина стоит 1000 слов, на нее смотрят молча. С современным искусством это не так. Оно, как и наука, требует объяснений экспертов. Старайтесь получать их.
— Принятые каноны красоты в современном искусстве не работают.
Техничность и высокое мастерство не так ценны, как умение сказать новое, а главное — подумать о новом. Именно поэтому простые предметы в современном искусстве могут стать основой композиции.
Практические советы
1. Если удается посетить выставку вместе с ее автором — это прекрасно. Если нет, хотя бы прочитайте его комментарии к работам.
2. Для понимания современного искусства следите за важными игроками: художниками, арт-дилерами, коллекционерами. Набирайтесь опыта. Ведь — подчеркиваем — современнеое искусство сродни науке: оно требует познания и погружения в материал.
3. Художник в современном искусстве - это своего рода трикстер — персонаж, который умеет провоцировать окружающих. Это его профессиональная задача. Таковыми являются Дэмиен Херст, Субодх Гупта, братья Чепмены и многие другие.
4. Автор - это своего рода часть произведений. Его личность вызывает интерес. Впрочем, о личности студента 1 курса худакадемии, который покрыл гору собственной рвоты лаком, вы вряд ли будете спорить. А вот об эпатажном Яна Фабре, известном не только своими произведениями из надкрыльев жуков, разговоры не утихают которое десятилетие, как и о творчестве Йоко Оно.
5. Что перед вами — гора мусора или произведение искусства — должно быть понятно из контекста и ощущений.
Как мы говорили выше, техничность в современном искусстве не так важна, как идея. Именно поэтому художники часто не создают новое, а переосмысливают старое — в том числе предметы быта.
Тенденции эти были заметны еще во времена Марселя Дюшана с его усатой Моной Лизой и подписанным писсуаром.
… даже мусор в искусстве может быть произведением. Пример — скульптура Микеланджело Пистолеттто «Венера в обносках». Микеланджело является одним из основателей направления Арте повера — «икусства бедных». Основной конек последователей: использовать б/у материалы и переосмысливать их.