войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Как «Водяные лилии» Моне превратились в экспрессионизм, рассказывают в Париже

Абстрактный экспрессионизм — движение, которое закрепило статус Нью-Йорка как нового центра мирового искусства после Второй мировой войны, — вернулось на родину, в Париж. Выставка «Водяные лилии. Американская абстрактная живопись и поздний Моне» в Музее Оранжери сопоставляет 10 знаменитых картин французского живописца с двумя десятками крупных произведений американских художников. Кураторы прослеживают то, как импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
стал экспрессионизмом.
Как «Водяные лилии» Моне превратились в экспрессионизм, рассказывают в Париже
Экспозиция, посвящённая столетию создания серии «Водяные лилии», собрала полотна таких культовых художников послевоенного времени, как Марк Ротко, Джексон Поллок и Барнетт Ньюман. Показ открывается крупномасштабной работой Эльсуорта (Эллсворта) Келли, которая особенно красноречиво демонстрирует влияние Клода Моне.
  • Клод Моне, «Синие водяные лилии» (1919). Музей Орсе, Париж
  • Филипп Густон, «Шкала» (1956). Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Директор Музея Оранжери и куратор выставки Сесиль Дебре говорит, что многие американские критики рассматривали Моне как мост между импрессионизмом и нью-йоркской школой. После того как Клемент Гринберг увидел его «Водяные лилии» в Париже в 1954 году, он предположил, что и Ньюман, и Клиффорд Стилл следовали по стопам своего старшего коллеги из Франции.
Действительно, после Второй мировой войны сад Моне в Живерни и его картины в Париже стали объектом паломничества для молодых американских художников, обучавшихся во Франции. Одним из них был Келли, который в 1952 году увидел в доме импрессиониста десятки непроданных произведений. Американца настолько впечатлили их масштаб и манера письма, что он создал оммаж под названием «Зелёная картина», которая ныне входит в коллекцию Института искусств в Чикаго. Она и открывает нынешний показ в парижском музее.
Рекомендуемые работы
Савелий Камский. Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
2024, 50×60 см
$533
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Полностью абстрактные полотна Джоан Митчелл также демонстрируют влияние работ Моне. В 1955 году художница проводила время попеременно в Нью-Йорке и Франции, а тринадцатью годами позже переехала в Европу насовсем, купив дом всего в нескольких километрах от поместья Моне в Живерни.

Стоит отметить, что творчеству Моне понадобилось много времени для того, чтобы достичь популярности в США. Директор Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке Альфред Барр с опозданием дал согласие на приобретение первых «Водяных лилий» для коллекции в 1955 году. Это произошло в то время, когда абстрактный экспрессионизм
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
Читать дальше
находился на пике влияния. После этого американские галереи начали массово покупать полотна импрессиониста. Музеи на Среднем Западе, — в том числе Нельсона-Аткинса в Кливленде и Институт искусств в Миннеаполисе, — стали обладателями поздних работ Моне год спустя.
  • Клод Моне, «Плачущая ива» (ок. 1922). Музей д’Орсе, Париж
  • Джоан Митчелл, «Без названия» (1964). Центр Помпиду, Париж
В 1959 году репродукция «Водяных лилий» из MoMA была размещена в книге Джона Канадея «Основные направления современного искусства» рядом с картиной Поллока «Осенний ритм (номер 30)».
Парижская выставка может похвастать тем, что собрала крупные произведения, многие из которых редко выставляются вместе и нечасто путешествуют. В список таких «тяжеловесов» входят картины Элен Франкенталер, Мориса Луиса, Филиппа Густона и Сэма Фрэнсиса. Важные экспонаты прислали, среди прочих, нью-йоркский Музея американского искусства Уитни и Музей Орсе в Париже.

Рекомендуемые выставки и показы
Выставка «Водяные лилии. Американская абстрактная живопись и поздний Моне» в Музее Оранжери будет работать до 20 августа. Напомним, параллельно в Национальной галерее в Лондоне проходит экспозиция «Моне и архитектура». Это первая в Британии ретроспективой французского импрессиониста за почти 20 лет. Посетить её можно до 29 июля 2018 года.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта Музея Оранжери и news Artnet. Главная иллюстрация: timeout.fr