Рубенс также использовал эскизы, чтобы обдумать композицию. Он также предоставлял предварительные версии на одобрение клиентов и оставлял в качестве руководства подмастерьям. В зависимости от этих целей наброски маслом могли быть фрагментарными или более проработанными, небольшими или относительно масштабными.
Слева: Питер Пауль Рубенс, «Апостол Матфей» (1610 — 1612). Музей Прадо, Мадрид
В экспозиции «Рубенс. Художник эскизов» представлены среди прочих пять небольших эскизов для потолочных картин в церкви иезуитов в Антверпене, одолженные Эшмолеанским музеем в Оксфорде, Музеем Бойманса — ван Бёнингена, Национальной галереей в Праге и Галереей старых мастеров в Вене. Готовые картины, которые погибли во время пожара в 1718 году, были написаны Антонисом Ван Дейком, другими учениками и подмастерьями Рубенса. Чтобы подготовить этот цикл, художник сделал как небольшие монохромные эскизы, так и более комплексные, в цвете, а также ряд рисунков. Сложные ракурсы требовали тщательного подготовительного процесса. Маленькие эскизы — это наброски света и тени, а на крупных отрабатывалась цветовая гамма.
Слева: Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста. Эскиз» (1611). Галерея Курто, Лондон
Отдельный интерес представляют подготовительные работы для росписи потолка Банкетного зала во дворце Уайтхолл в Лондоне. Их тема — празднование царствования Якова I. Эскизы состоят из девяти сцен, главная среди которых — союз Англии и Шотландии, самое важное событие правления этого короля.
Здесь объединение двух народов представлены в виде Амура, символизирующего Любовь, и Минервы, соединяющей над ним две короны.
Слева: Питер Пауль Рубенс, «Англия, Шотландия, Минерва, Амур и две Победы» (1932). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
По материалам официального сайта Музея Прадо