Регистрация

В Москве открылась выставка Ивана Крамского и его сподвижников

Мне нравится5       0  
В Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке открылась выставка «В кругу товарищей. К 180-летию со дня рождения И.Н. Крамского». Экспозицию составили около 60 произведений живописи и графики из коллекции Воронежского художественного областного музея, в том числе ранние рисунки, выполненные Крамским еще в годы обучения в Академии художеств.
Московские зрители получили возможность еще раз соприкоснуться с искусством мастеров блистательной плеяды художников-передвижников, своеобразным символом русской живописи конца XIX века: наряду с работами Ивана Крамского, в залах представлены произведения Архипа Куинджи и Исаака Левитана, Владимира Маковского и Ильи Репина.
Фото работ в экспозиции. Источник: vrn-uk.ru
Вся жизнь Ивана Николаевича Крамского (1837 — 1887) — живописца, организатора и теоретика искусства — была примером преданности идее, связанной с убеждением о высоком предназначении художника и его общественном долге. Мастер портрета и жанровой картины, художественный новатор, Иван Крамской был лидером «Бунта четырнадцати», а также одним из организаторов и идеологов Товарищества передвижных выставок. Несмотря на то, что Крамской покинул Академию, ему было присуждено звание академика — настолько высоко и бесспорно было его мастерство.
Как считают искусствоведы, Крамской максимально проявил свое дарование в виртуозном написании портретов: в большинстве школьных кабинетах зачастую можно увидеть репродукции портретов кисти Крамского, от Грибоедова и Некрасова до Шевченко. При том мастер яготился необходимостью писать портреты на заказ, считал их обузой, кабалой, задача которой — позволить обеспечивать семью, и мечтал о том, чтобы отдать свои силы серьезному, «настоящему» искусству. «Писать только портреты, сегодня, завтра и т. д., из года в год, и не видеть выхода — это может подействовать удручающе на талант. От этого положения я устал…», — признавался художник. Тем не менее, на его счету — более 3 тысяч портретных работ.
Крамской преподавал в Обществе поощрения художеств, причем как учитель оставил после себя добрую память и благодарных учеников. Илья Репин до конца своих дней говорил о нем с огромным уважением и любовью и прислушивался к его замечаниям. Организаторскими способностями Иван Крамской обладал великолепными. Именно он озвучил Совету Академии отказ 14-ти талантливых выпускников принимать участие в конкурсе на Большую золотую медаль. Медаль означала для победителя шестилетнее проживание в Италии на полном пенсионе заведения. Остальным участникам было гарантировано доходное место. Молодые амбициозные художники не пожелали описывать мифологический сюжет на заданную тему «Пир в Валгалле» (по скандинавской мифологии). Оскорбленные игнорированием их требований и вдохновленные новыми демократическими веяниями, бунтари под предводительством Ивана Крамского вышли из Академии и организовали независимую Артель художников. Больше историй из жизни знаменитого портретиста читайте в материале Артхива.
Иван Крамской. «Портрет юнкера».1860-е
Источник фото: umbra. media
Коллекция произведений Ивана Крамского в Воронеже сложилась в 1920—1930-е годы благодаря участию сына художника Анатолия Крамского и содействию знатока краеведческого дела, искусствоведа, профессора Юрия Ивановича Успенского. Именно он играл роль посредника в отношениях общественности города и семьи художника. В Воронежском художественном музее хранится свыше тридцати произведений Крамского, а сам музей носит его имя. Помимо юбилея художника, экспозиция посвящена еще и 85-летию со дня основания этого музея.
Владимир Маковский. «Водяная мельница».
Источник фото: umbra. media
Выставка работ Ивана Крамского из собрания Воронежского музея представляет особый интерес для москвичей и гостей столицы. Зрители также впервые увидят никогда ранее не экспонировавшиеся произведения других художников: незаконченный этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше мастера лирического пейзажа Федора Васильева, работу Владимира Маковского «Водяная мельница», офорты Ивана Шишкина и два карандашных рисунка Ильи Репина.
Алексей Боголюбов. «Дарданеллы». 1873
Выставка «В кругу товарищей. К 180-летию со дня рождения И.Н. Крамского»
в Галерее искусств Зураба Церетели работает до 8 июля 2018 года.
Николай Ге. Портрет крестьянина. 1887
Александр Бучкури. «Прачки». 1908
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Главная иллюстрация: Иван Крамской. «Книга увлекла ее (фрагмент)». 1872. Подготовлено по материалам пресс-релиза Российской академии художеств и собственным публикациям Артхива.
Художники, упоминаемые в статье
Иван Николаевич Крамской
Биография • Работы
Николай Николаевич Ге
Биография • Работы
Владимир Егорович Маковский
Биография • Работы
Алексей Петрович Боголюбов
Биография • Работы
Исаак Ильич Левитан
Биография • Работы
Софья Ивановна Крамская-Юнкер
Софья Ивановна Крамская-Юнкер
Биография • Работы
Архип Иванович Куинджи
Биография • Работы
Илья Ефимович Репин
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP