войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий

Серию утраченных шедевров, в том числе «Водяные лилии» Моне и «Подсолнухи» Ван Гога, реконструировала международная компания, объединяющая художников и инженеров. Используя 3D-сканеры и технологии судебно-медицинской экспертизы, они вызвали к жизни полотна, известные сейчас только по фотографиям, подчас некачественным. Результаты работы будут представлены публике в серии телерепортажей с начала мая.
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Компания Factum Arte со штаб-квартирами в Мадриде, Лондоне и Милане стремится сохранить объекты культурного наследия и современного искусства, объединяя современные технологии и художественное мастерство. Среди успешных проектов фирмы — создание точной копии погребальной камеры фараона Тутанхамона, которая с 2014 года обустроена в Долине царей в Луксоре. По словам основателя и руководителя Factum Arte Адама Лоу, оригинальная гробница «была построена для вечного упокоения, а не для посещений».
Реплика погребальной камеры фараона Тутанхамона в Луксоре, выполненная экспертами Factum Arte. Фото:
Реплика погребальной камеры фараона Тутанхамона в Луксоре, выполненная экспертами Factum Arte. Фото: factum-arte.com
Factum Arte использует 3D-сканеры, первоначально разработанные для медицинских целей, чтобы тщательно зафиксировать все нюансы картины или объекта, вплоть до тончайших отметин или трещин. Одни аппараты выявляют детали, незаметные невооружённому глазу, снимая информацию с поверхности, лишённой цвета. Это позволяет «увидеть предметы совершенно по-другому». Другое оборудование предназначено для регистрации форм.
В 1958 году одно из небольших полотен Клода Моне «Водяные лилии» стало жертвой катастрофического пожара в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Сейчас, благодаря технологиям судмедэкспертов, реставраторы экстрагировали его важнейшие оттенки и детали красочной поверхности, что позволило воссоздать движение света на поверхности воды.

На слайдере ниже представлен процес восстановления картины, начиная с сохранившегося чёрно-белого снимка, сделанного до пожара:
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
«Это совершенно захватывающе, — сказал Лоу. — Думаю, сам Моне поверил бы, что это его работа».

Реплика пейзажа Клода Моне «Водяные лилии», выполненная экспертами Factum Arte. Фото: factum-arte.co
Реплика пейзажа Клода Моне «Водяные лилии», выполненная экспертами Factum Arte. Фото: factum-arte.com
Другим недавно реконструированным шедевром стали «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — один из семи натюрмортов, созданных в 1888 году. Он был куплен японским коллекционером и погиб во время американской бомбардировки города Асия в 1945 году. Национальная галерея позволила команде Лоу исследовать принадлежащий ей вариант «Подсолнухов», чтобы эксперты смогли воссоздать мазки художника.

«У нас была очень плохая цветная фотография и ряд других справочных материалов, но определить положе


«У нас была очень плохая цветная фотография и ряд других справочных материалов, но определить положение штрихов и движения кисти так, чтобы они соответствовали утраченной картине, мы смогли только после исследования полотна из Национальной галереи. Чтобы восстановить цвета, мы полагались на знания о палитре Ван Гога и красках, которые он тогда использовал. Ван Гог был бы очень доволен», — поясняет основатель Factum Arte.

Слева: финальная реплика «Подсолнухов» Ван Гога. Ниже: процесс воссоздания картины. Фото — factum-arte.com

Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Международная команда экспертов также сделала реплику полотна «Концерт» (ок. 1664) Яна Вермеера, выкраденного в 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне во время крупнейшего арт-ограбления современности. И, благодаря Factum Arte, мы можем воочию представить, как выглядел «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Уинстона Черчилля», написанный в 1954 году Грэхемом Сазерлендом и сожжённый женой британского премьер-министра Климентиной.

Наибольшее волнение у Адама Лоу вызывает реконструкция картины Вермеера, ведь есть надежда, что оригинальную работу в один прекрасный день всё же найдут. «Надеюсь, мы сможем увидеть, насколько близко наше представление», — говорит Лоу. Напомним, «Концерт, чья стоимость оценивается примерно в 200 млн долларов, возглавляет список самых разыскиваемых картин мира. Для воссоздания сцены мастера так же ориентировались на несколько плохих фотографий и отсканированное полотно Вермеера из Королевской коллекции, относящееся к тому же периоду.
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Погибшие шедевры Моне и Ван Гога возродились благодаря магии высоких технологий
Супруги Черчилли считали, что были последними, кто видел портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
лорда Уинстона работы Грэхема Сазерленда. Это изображение было написано по заказу парламента к 80-летию британского военного лидера. Сам натурщик возненавидел картину, сказав, что выглядит на ней как «полупридушенный старик в состоянии депрессии, размышляющий о ядерной бомбе». Клементина сожгла холст, что Сазерленд назвал «актом вандализма».

На вопрос, что бы сами Черчилли подумали о реконструкции, Лоу ответил: «Они были бы в ужасе от того,


На вопрос, что бы сами Черчилли подумали о реконструкции, Лоу ответил: «Они были бы в ужасе от того, что он вернулся из небытия. Но они были совершенно неправы, уничтожив его, этого не следовало делать. Это очень сильный и нежный портрет, он был написан, чтобы висеть в парламенте». Создать реплику удалось создать благодаря ранее не опубликованной фотографии, сделанной военным фотографом Ларри Берроузом.

Слева: восстановленный портрет Уинстона Черчилля работы Грэхема Сазерленда. Фото: factum-arte.com

Команда также восстановила масштабную «Аллегорию медицины» Густава Климта, которая была похищена нацистами и уничтожена подразделением СС вместе с австрийским замком во время отступления в 1945 году. Теперь же эксперты проделали кропотливую работу, используя одну черно-белую фотографию и сохранившийся цветной фрагмент.

Ниже представлены фрагменты цифровой реконструкции «Аллегории медицины»:
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Воссозданные шедевры будут представлены зрителям в телевизионном проекте «Тайна утраченных картин», который стартует на канале Sky Arts со 2 мая. Его директор Филипп Эдгар-Джонс назвал серию «беспрецедентной»: «Истории о том, как такие колоссальные работы были потеряны, украдены или уничтожены, захватывают как некий детектив. А процесс их возвращения к жизни проникает глубоко под кожу».

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта компании Factum Arte и газеты The Guardian