Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» хочет вернуть из нью-йоркского музея МоМА и греческого Музея современного искусства в Салониках подлинники картин Казимира Малевича и Любови Поповой: преступление было совершено в советские годы неизвестными лицами, заменившими оригиналы на копии. По итогам внутреннего расследования и ряда экспертиз, проведенных в 2017 году, музей зарегистрировал два полотна в базе пропавших и утраченных ценностей Министерства культуры РФ и заявил об обнаруженной краже в российскую полицию.
Как сообщил заместитель директора по научной работе ГМЗ «Ростовский музей-заповедник» Сергей Сазонов в мартовском выпуске музейной газеты «Ростовская старина», речь идет о картинах Казимира Малевича «Самовар» (1913) и Любови Поповой «Беспредметная композиция» (1918), оригиналы которых, как считалось, с 1920-х годов находятся в фондах Ростовского музея.
Слева: работа из музея в Ростове. Справа: подлинная работа Казимира Малевича «Самовар», МоМА
На сайте МоМА имеется изображение работы Казимира Малевича (в настоящее картина в музее не экспонируется), а также фото экспозиций, в которых она демонстрировалась в разные годы. В частности, подлинный «Самовар» показывали на выставке 2016 года, а также на выставке 1985 года (скриншоты ниже).
Слева: работа из музея в Ростове. Справа: работа Любови Поповой из греческого Музея современного искусства в Салониках
Экспертиза 2017 года показала, что полотна Малевича и Поповой из коллекции музея в Ростове являются подделками, выполненными в советское время.
Экспозиция русского авангарда. Фото из архива ГМЗ «Ростовский кремль»
Подозрения относительности подлинности полотен были высказаны еще в 1980-х годах советским искусствоведом С.Г. Джафаровой, которая установила, что в зарубежных коллекциях находятся практически точные аналоги двух этих картин.
По мнению Джафаровой, неизвестный преступник создал копии полотен и сумел подменить их. Оригинал картины Малевича «Самовар» ныне находится в МоМА (Нью-Йорк, США), а «Беспредметная композиция» Поповой — в Музее современного искусства (Салоники, Греция), сформированном на основе коллекции Георгия Костаки. Также Джафарова предположила, что «Зеленая полоса» Ольги Розановой из коллекции Костаки (ныне — в шведской частной коллекции) является копией одноименной картины из ростовского музея, однако ее, к счастью, подменить не удалось, и в коллекцию Костаки попала подделка.
По мнению Джафаровой, неизвестный преступник создал копии полотен и сумел подменить их. Оригинал картины Малевича «Самовар» ныне находится в МоМА (Нью-Йорк, США), а «Беспредметная композиция» Поповой — в Музее современного искусства (Салоники, Греция), сформированном на основе коллекции Георгия Костаки. Также Джафарова предположила, что «Зеленая полоса» Ольги Розановой из коллекции Костаки (ныне — в шведской частной коллекции) является копией одноименной картины из ростовского музея, однако ее, к счастью, подменить не удалось, и в коллекцию Костаки попала подделка.
Однако предположения Джафаровой на протяжении тридцати лет оставались лишь версией, которую некоторые специалисты по русскому авангарду отвергали. В 2017 году после скандала с князем Никитой Лобановым-Ростовским, дары которого музею оказались фальшивыми, «Ростовский кремль» начал масштабное исследование своего собрания русского авангарда. Исследования и экспертизы проводились Институтом геологии и геохронологии докембрия РАН (Санкт-Петербург), Государственным научно-исследовательским институтом реставрации и Государственным Русским музеем. Действительно, как показали анализы, обе картины оказались фальшивыми — созданными во второй половине ХХ века.
Когда была произведена подмена экспонатов музея — неизвестно, можно лишь предположить, основываясь на бытовании оригиналов, оказавшихся на свободном рынке. В каталоге выставки коллекции Костаки, которая прошла в 1977 году в Германии, уже была опубликована подлинная «Беспредметная композиция» Поповой, то есть подмена определенно произошла до этого года. В той же выставке участвовала «Зеленая полоса», атрибутированная Розановой, которая, возможно, является подделкой (ее анализы ростовский музей, разумеется, провести не мог).
Когда была произведена подмена экспонатов музея — неизвестно, можно лишь предположить, основываясь на бытовании оригиналов, оказавшихся на свободном рынке. В каталоге выставки коллекции Костаки, которая прошла в 1977 году в Германии, уже была опубликована подлинная «Беспредметная композиция» Поповой, то есть подмена определенно произошла до этого года. В той же выставке участвовала «Зеленая полоса», атрибутированная Розановой, которая, возможно, является подделкой (ее анализы ростовский музей, разумеется, провести не мог).
Каталог нью-йоркского МоМА указывает, что «Самовар» Малевича был приобретен музеем в 1983 году. В 1977 году картина находилась в собственности McCrory Corporation (владелец — израильский бизнесмен Meshulam Riklis), а еще ранее, в 1972 году, продавалась на аукционе Sotheby’s в Лондоне. Предполагается, что подмена могла быть произведена в период начиная с 1955 года, когда в ростовском музее с инвентаризацией находился один из поставщиков коллекции Костаки, непосредственно связанный с приобретением им «Зеленой полосы».
Музейное расследование будет продолжено. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» сразу же по обнаружении поддельных произведений поставил об этом в известность Министерство культуры РФ и согласовывал со своим учредителем все дальнейшие действия.
Автор: Софья Багдасарова
Музейное расследование будет продолжено. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» сразу же по обнаружении поддельных произведений поставил об этом в известность Министерство культуры РФ и согласовывал со своим учредителем все дальнейшие действия.
Автор: Софья Багдасарова
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме