В подмосковном музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» до 22 апреля 2018 года представляют выставку работ Бориса Кустодиева «Венец земного цвета», на которой собрано более 60-ти полотен великого русского художника из тринадцати российских музеев и частных коллекций.
Выставочный проект организован музеем «Новый Иерусалим» при поддержке и значительном участии Государственного Русского музея, который является одним из главных хранителей творческого наследия Кустодиева. В экспозиции как известные шедевры — «Масленица», «Ярмарка в Кинешме», — так и редкие произведения художника, в числе которых эскизы к дипломной работе Бориса Кустодиева «Базар в деревне». Часть произведений для выставки предоставили частные коллекционеры, рекомендованные аукционным домом Sotheby`s.
Вербный торг у Спасских ворот
1917, 89×70.5 см
Выставка приурочена к 140-летию со дня рождения Бориса Кустодиева — мастера, чье имя неразрывно связано с традициями русской культуры. Главный акцент экспозиции сделан на картины, посвященные русскому купечеству, бытовым сценам и праздничным гуляниям. Эмоционально выставка передает атмосферу широкого русского праздника, настроение которого создает яркая колористика и выразительность образов, созданных художником.
Извозчик (Лихач). Из серии "Русь. Русские типы"
1920, 33×28 см
Лейтмотивом выставки стали строки Александра Блока: «Народ — венец земного цвета, краса и радость всем цветам.» Поэтому экспозиция, которая развернулась на площади более 1000 кв.м., строится не как академический рассказ о творчестве мастера по хронологическому принципу, а сосредотачивается на ключевых темах в работах Кустодиева: праздники, «русские типы», портреты, — на тех темах, которые выделили художника из ряда его современников, сформировали его уникальную творческую манеру.
Булочник. Из серии "Русь. Русские типы"
1920, 33×28 см
Представленные в рамках одной темы работы наглядно демонстрируют, как выстраивалась эволюция мастера: от камерных, вполне традиционных портретов родных и однокашников — к масштабным портретам с индивидуально Кустодиевскими эмоциональностью, характерностью, колоритом. Так, тема масленицы фигурирует и в знаковом живописном полотне «Масленица» (1916, Государственный Русский музей), и в отдельных произведениях с персонажами масленичных гуляний — например, в таких, как «Торговцы бубликами» (1919, частное собрание), и в театральных эскизах, где тема масленицы перенесена на сцену.
Автопортрет (На охоте)
1905, 70×109 см
«Судьба не была излишне благосклонна к художнику Борису Кустодиеву. Он пережил по-настоящему голодные смутные дни — две революции и гражданскую войну, мастер долго и тяжело болел… Супруге в какой-то момент пришлось сделать крайне нелегкий выбор, и для художника он оказался единственно верным. Кустодиева не всегда понимали и не всегда принимали. Но даже в самые беспросветные времена его полотна лучились здоровьем, радостью и любовью к жизни…» — читайте биографию художника в Артхиве.
Купеческая тема воплощена в классическом портрете «Купец» (1918, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств), в акварелях и в натюрморте «Яблоко и сторублевка» (1916, ГМЗ «Петергоф»), символический смысл которого терялся из-за причисления его к декоративным натюрмортам мастера.
Купец (Старик с деньгами)
1918, 88.5×70 см
Тема дворянского портрета выстраивается от ранних работ художника в этом жанре, выполненных под большим влиянием его учителей, через увлечение французскими мастерами импрессионизма («В театре», 1907, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) — к подчеркнуто авторски решенным портретам: «Портрет женщины в голубом» (1906, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), «Автопортрет. (На охоте)» (1905, Государственный Русский музей).
Русская провинция, народные праздники — яркие и выразительные сцены из русской жизни вдохновляют в преддверии весны.
Русская провинция, народные праздники — яркие и выразительные сцены из русской жизни вдохновляют в преддверии весны.
Портрет женщины в голубом (Портрет П.М. Судковской)
1906, 200×101 см
Увидеть работы Бориса Кустодиева в музее «Новый Иерусалим» в рамках выставочного проекта «Венец земного цвета» можно до 22 апреля 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Главная иллюстрация: Борис Кустодиев. Ярмарка в Кинешме. Подготовлено по материалам МВК «Новый Иерусалим».