В залах KGallery на набережной Фонтанки развернулась небольшая, но представительная экспозиция произведений Роберта Фалька, картины для которой предоставила сама галерея, а также известные коллекционеры Москвы и Санкт-Петербурга. Кураторский отбор позволит ознакомиться с работами, созданными художником на протяжении всей жизни и проследить, как от года к году менялась его техника — от увлечения импрессионистами до кубических форм и далее, к собственному уникальному стилю.
Экспозиция «Роберт Фальк из частных собраний» — возможность увидеть 35 картин, которые очень редко доступны широкой публике. В их числе — самаркандские пейзажи конца 1930—1940-х, парижские пейзажи 1920−1930-х, портреты и натюрморты.
Весна
1907, 71×63 см
Самый лирический из кубистов, самый молодой из авангардистов, самый «формалистский» из советских художников (по определению «придворных» критиков) — в этом весь Роберт Фальк. Прожив в Париже девять лет, он так и не вписался в европейскую богему. А вернувшись в СССР в 1937 году, не сумел стать советским живописцем. Следуя моде на тот или иной стиль, он писал в настолько индивидуальной манере, что это всегда было «по-фальковски». Биографический очерк о судьбе Роберта Фалька читайте в Артхиве.
Бумажные цветы
1915, 105.5×89.5 см
В числе экспонатов — картина «Индус в белом» 1933 года, а также два эскиза к ней. Об этой работе Фальк писал матери из Парижа в Москву летом 1930 года: «Сейчас я пишу одного молодого индуса. Он синегалезец с острова Цейлон. Этот тип более негроидный, чем настоящие северные индусы. Как модель он очень интересный. Высокий, исключительно тонкий, весь гибкий, извивающийся. Коричневый цвет лица, сине-чёрные волосы, громадные глаза…"⠀⠀
Второй эскиз к картине «Индус в белом» спрятан на обратной стороне работы Фалька «Повар», написанной годом ранее. На выставке можно увидеть обе стороны этой картины. Это далеко не единственная «двухсторонняя» работа художника. На выставке есть еще одна подобная картина — «Бумажные цветы», однако из-за того, что второе изображение расположено вверх ногами, организаторы и владельцы решили его не выставлять на обозрение публики.
Источник фото.
Повар
1932, 115×73 см
С 1928 по 1937 Фальк жил в Париже, находясь там в официальной командировке от советского государства для «изучения классического наследства». По возвращении его ждала опала и обвинения в формализме. Однако он смог работать в Московском государственном еврейской театре и в еврейских театрах других городов. Во время Великой Отечественной войны Фальк находился в эвакуации в Средней Азии, после войны вновь попал под кампанию против «космополитов». До своей смерти в 1958 году художник находился в фактическом забвении и существовал в основном благодаря помощи друзей. И до конца своих дней он оставался верен своей, найденной в результате долгих опытов, уникальной живописной манере. Стиль Фалька узнаваем сразу — тонкая работа со светом, сложные приглушенные тона, немного размытые драматические образы.
Роберт Фальк. «Мост Сен-Мишель». 1930
Многие картины Роберта Фалька и семейный архив дошли до наших дней благодаря трудам его четвертой жены, Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой. Они познакомились на персональной выставке Фалька, которая в 1939 году прошла в Доме писателей, а год спустя — поженились. После возвращения из Парижа Фальку удалось получить мастерскую в Доме Перцова на Пречистенской набережной, где супруги и поселились.
Их соседями были художники, которых Ангелина Васильевна называла «тихими бубновыми валетами» — Александр Куприн и Василий Рождественский. После начала Великой отечественной войны Фальк и Щекин-Кротова были эвакуированы; судьба занесла их в Башкирию, а затем и в Самарканд. Картины этого периода также представлены на выставке.
Их соседями были художники, которых Ангелина Васильевна называла «тихими бубновыми валетами» — Александр Куприн и Василий Рождественский. После начала Великой отечественной войны Фальк и Щекин-Кротова были эвакуированы; судьба занесла их в Башкирию, а затем и в Самарканд. Картины этого периода также представлены на выставке.
Золотой пустырь. Самарканд
1943, 65×80 см
После войны Союз художников начал кампанию против «космополитов». Картины Фалька не покупали, заказов не было, театрам запретили иметь с ним дело. Друг Фалька Илья Эренбург говорил, что художника заживо похоронили. Картины Фалька покупали друзья, чтобы материально поддержать художника. Лишь спустя десятилетия тонкие полупрозрачные акварели, меланхоличные портретные образы и «плотные» парижские виды вернулись на заслуженные места в музеи и галереи.
Летний день (Паланга)
1953, 73.5×92 см
Выставка «Роберт Фальк из частных собраний» в KGallery работает до 15 апреля 2018 года
Титульная иллюстрация: Роберт Фальк. «Foire. Фотография. Ночной Париж». 1931
Подготовлено по материалам пресс-релизов KGallery и публикациям Артхива.
Подготовлено по материалам пресс-релизов KGallery и публикациям Артхива.