7 марта 2018 года в здании Третьяковской галереи на Крымском валу открылся проект, который, вероятно, станет в Москве самой масштабной выставкой года. Экспозиция включила почти 500 произведений Василия Верещагина, относящихся к самым разным периодам его жизни.
Эта выставка — очередное, и при этом крайне наглядное подтверждение того, что ни интернет, ни репродукции в книгах не способны заменить знакомства с реальными произведениями художника. Картины, знакомые с детства по учебникам, открыткам и журналу «Юный художник», при встрече лицом к лицу оказываются совсем не такими, какими их представляешь, и производят намного более сильное впечатление. Отчасти — именно из-за контраста между образом этого произведения в памяти, и тем, какими они являются в жизни.
Взять, к примеру, пейзажи Верещагина, от которых ожидаешь большого размера — с такой невероятной тщательностью они написаны, таким множеством подробностей они наполнены. На выставке же нашим глазам предстают небольшие картины, иногда размером с обычный бумажный лист. И от этого мастерство Верещагина восхищает еще сильнее, ведь он работал практически как художник-миниатюрист.
Батальные сцены с умирающими солдатами или отрезанными человеческими головами оказываются монументальными полотнами. Их персонажи — крупнее человеческого роста, больше, чем взирающие на них зрители. И от этого психологический эффект становится гораздо сильнее: эти трагедии подавляют и пугают намного больше, чем ожидаешь, несмотря на жизнерадостный солнечный колорит большинства полотен Верещагина.
Другая важная часть авторского замысла, которая обычно ускользает от зрителя — это рамы, в случае если художник непосредственно участвовал в их проектировании. Верещагин очень тщательно подходил к выбору обрамления своих картин, и при посещении выставки понимаешь, что его полотна сливаются в единый «золотой иконостас», из которого взирают лики индусов, туркменов, японцев, а также представителей низших слоев общества Российской империи, которых он портретировал с таким же краеведческим интересом, что и азиатских инородцев.
Биографический очерк о художнике, остросюжетные истории о мастере, и рассказ о сериях его работ в специальном материале: «Жизнь как путешествие. Третьяковская галерея представляет масштабную экспозицию работ Василия Верещагина». Вскоре в Артхиве — отдельный рассказ о его «Японской серии».
Выставка оказалась очень большой: производительность и работоспособность Верещагина поистине подавляет. Причем кураторы даже собрали не все, что могли! Например, из цикла «Наполеон в России в 1812 году» (обычно он экспонируется в Музее Отечественной войны 1812 года, ГИМ), куда входит два десятка картин, показали всего две.
Экспозиция заняла один этаж главного выставочного пространства на Крымском валу, и страшно представить, сколько бы места потребовалось, если бы организаторы пожелали собрать все, что можно. Чтобы обойти ее, требуется много времени — ведь творчество художника таково, что хочется вглядываться в каждую скрупулезную деталь, в каждую мелочь. На антресолях выставочного зала поставили подобие азиатской юрты — для тех, кто устанет и захочет вытянуть ноги: весьма заботливое и мудрое решение.
Выставка продлится до 15 июля 2018 года.
Галерея просит приобретать заранее билеты онлайн.