Сценки деревенского быта, семейные фото, виды европейских городов… Фотография была для Кустодиева не только способом запечатлеть окружающую реальность, но и возможностью экспериментировать со светом и композиционными решениями. На выставке «Борис Кустодиев. Живопись, фотография» в Московском Мультимедиа Арт Музее показывают 120 фотографических отпечатков из различных музейных собраний, а также 14 живописных работ художника.
В 2009 году внучка художника, Татьяна Кирилловна Кустодиева — искусствовед и хранитель коллекции итальянского Возрождения в Государственном Эрмитаже — передала в дар Астраханской государственной картинной галерее небольшой альбом фотографий. Эти снимки с почти вековой историей были сделаны Борисом Кустодиевым, его женой Юлией, а также близкими друзьями их семьи. Время не пощадило снимки, однако цифровые технологии позволили буквально «проявить» угасшие изображения, сделать их доступными для исследователей и зрителей.
Борис Кустодиев. «В усадьбе Павловское». Лето 1904 года
Большинство фотографий из этого альбома были сделаны в самый успешный и светлый период жизни и творчества художника, с 1902 по 1906 годы. Тогда еще здоровый, успешный художник Кустодиев был завсегдатаем петербургских театров и участником художественных выставок. Тогда же он встретил свою будущую жену, Юлию Евстафьевну Прошинскую. Этюды и рисунки Кустодиева этого периода достаточно известны, а вот фотографии долгое время оставались без внимания.
Борис Кустодиев. «Юлик у моей конкурсной картинки». 1903
Картина Кустодиева «Базар в деревне» не сохранилась, но фотография из астраханского альбома, сделанная самим художником в мастерской, запечатлела произведение, за которое Академия художеств присудила Борису Кустодиеву золотую медаль. Эта фотография, на которой жена художника, Юлия, сидит на фоне картины, также представлена на выставке. Картина «Базар в деревне» принесла Кустодиеву золотую медаль и пансионерскую поездку в Париж, куда он прибыл в январе 1904 года.
Летом 1903 года после завершения обучения в Санкт-Петербурге художник с женой приезжают в его родную Астрахань, Кинешму, путешествуют по Волге, останавливаются и много времени проводят в имении Павловское, принадлежащем семье профессора геологии Б. К. Поленова. Они молоды, счастливы, впереди — ожидание первенца и поездка в Европу. Борис Михайлович много фотографирует жену, друзей, родную Астрахань, пейзажи, деревенские сценки, походы на деревенский базар, сенокос, дальние прогулки, купальню и чтение в саду. Иногда фотоаппарат берет кто-то из друзей.
Д. Стеллецкий «Борис Кустодиев на мосту через реку Волхов на фоне Новгородского Кремля. Софийская звонница».
Борис Кустодиев. «В Ивашеве на постоялом дворе. Ю. Е. Кустодиева». 1903
Фотографии семьи и близких — значительная часть фотоархива художника
Борис Кустодиев. «Борис Константинович едет в Питер». 1903
Многие из этих снимков станут не просто частью семейного альбома, но и послужат впоследствии вспомогательным материалом для живописных работ, когда из-за болезни художник будет вынужден ограничиться только работой в мастерской.
В Париже и в Испании, куда Кустодиев на две недели едет с художником Павлом Шмаровым, он ходит по музеям и выставкам, копирует в Прадо любимого Веласкеса, ужасается жестокости корриды. Впечатлений так много, что в письме жене про посещение Севильи признается: «конечно, я ничего не делаю в альбом, потому что еле успеваю все осмотреть…» Фотографии, сделанные во время заграничных путешествий Кустодиева, могли позже использоваться художником при написании его картины «Парижский бульвар ночью» и других произведений.
Борис Кустодиев. «Гвадалквивир. Севилья». 1904
Парижский бульвар ночью
1913, 71×100 см
Борис Кустодиев. «Венеция». 1904 год
Летом 1904 года семья снова приезжает в любимое Павловское. «Два месяца мы уже живем в благословенных краях благословенной русской земли, и все виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, этих берез и елей…» — строки письма Б. М. Кустодиева В. В. Матэ.
Борис Кустодиев. «Усадьба Павловское зимой». 1902
Масленица (Масленичное катание)
1919, 71×98 см
Костромская губерния «не отпускает» художника, становится «второй родиной», в марте 1905 года он приобретает 2,5 десятины земли рядом с деревней Маурино и строит дом-мастерскую «Терем», где семья проводит практически каждое лето до 1915 года. Серия фотографий «Строительство Терема» зафиксировала стадии строительства дома, строителей, самого художника с сыном.
Борис Кустодиев. «В усадьбе Павловское». Лето 1904
Борис Кустодиев. «Мост через Медозу». 1903
Парадоксально, однако даже на черно-белых фото ощущается характерные для живописного творчества Кустодиева яркость и многоцветность.
Молотьба
1908, 59×10 см
Борис Кустодиев. «Хлебное поле. Усадьба «Павловское». 1904 год
Выставка «Борис Кустодиев. Живопись, фотография"
в Московском Мультимедиа Арт Музее
работает до 14 февраля 2018 года.
в Московском Мультимедиа Арт Музее
работает до 14 февраля 2018 года.
Купчиха с зеркалом
1920, 141×108 см
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам Московского Мультимедиа Арт Музея. Фотографии Бориса Кустодиева — из фондов Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина.