Художественная галерея Манчестера вернула в экспозицию полотно Джона Уильяма Уотрехауса с изображением обнажённых девочек в виде нимф. Кураторы галереи сняли картину якобы для того, чтобы спровоцировать дискуссию, однако вынуждены были повесить её на место после шквала критики и обвинений в цензуре.
Акция получила множество негативных отзывов от посетителей музея, от пользователей соцсетей и от ведущих критиков.
Гилас и нимфы
1896, 132.1×197.5 см
Картину «Гилас и нимфы» (1896), изображающую эпизод древнегреческого из мифа об аргонавтах, сняли неделю назад, 26 января. Кураторы заявили, что это не акт цензуры, а художественная попытка переосмыслить «очень старомодный» образ женских тел. По словам куратора Клэр Ганнауэй, викторианские художники представляли своих моделей «как пассивную декоративную художественную форму или роковых женщин». Помимо этого, из сувенирного магазина в музее были изъяты все открытки с репродукцией работы прерафаэлита.
Искусствоведы предложили желающим оставлять свои мнения об акции в соцсетях, а посетителям — писать на стикерах и клеить их на пустое место на стене, где висела картина.
Стикеры с отзывами посетителей на месте размещения картины Джона Уильяма Уотерхауса «Гилас и нимфы» в зале Художественной галереи Манчестера. Фото: bbc.com
Исполняющая обязанности директора галереи Аманда Уоллес сказала: «Мы надеялись, что эксперимент будет стимулировать дискуссию, и, честно говоря, получили множество отзывов — не только от местных жителей, но и от любителей искусства по всему миру. На протяжении семи дней отсутствия картины стало ясно, что многих людей очень сильно волнуют поднятые вопросы». Отклики на акцию, в основном, были негативными.
Большинство ценителей сошлись во мнении, что изъятие произведений искусства по политическим мотивам — это и есть цензура. А дебаты можно было начать, не снимая полотно со стены.
Профессор Лиз Преттеджон, которая в 2009 году курировала выставку Уотерхауса в Королевской академии в Лондоне, сказала BBC News: «Изъятие из экспозиции — это убийство любых дебатов, которые могли возникнуть вокруг действительно интересных проблем сексуальности и гендерных отношений».
Слева: «Феминизм сошёл с ума! Мне стыдно быть феминисткой!», гласит один из стикеров на месте картины «Гилас и нимфы» в Художественной галерее Манчестера. Фото: bbc.com
«Викторианцев всегда критиковали за ханжество, но тут, похоже, именно мы вошли в роль и начали мыслить с точки зрения викторианской морали», — добавила искусствовед.
После этого муниципалитет Манчестера, который управляет Художественной галереей, решил вернуть спорное произведение на его исконное место. А руководство учреждения собираются «использовать [сильные эмоции] для дальнейших дискуссий по более широким вопросам».
Вид зала Художественной галереи Манчестера с картиной Уотерхауса, вызвавшей скандал. Фото: The Sun
Галерея в Манчестере решила изъять картину через два месяца после того, как в Нью-Йорке начался сбор подписей под петицией к Метрополитен-музею с требованием убрать из зала картину французского художника Бальтюса. На ней изображена девочка, жившая по соседству, в эротической позе. Инициаторы посчитали, что учреждение «романтизирует вуайеризм и овеществление детей».
Мечтающая Тереза
1938, 149.9×129.5 см
Мет отказался изымать полотно, заявив, что хочет поощрять «эволюцию сложившейся культуры посредством просвещённых дискуссий и уважения к творческому выражению».
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам BBC News