Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Музей и библиотека Моргана в Нью-Йорке представили неординарную выставку«Сейчас и навечно. Искусство времени в Средневековье». Основываясь на своей богатой коллекции иллюстрированных манускриптов,учреждение рассказывает о том,как люди в ту эпоху рассматривали время,историю и задумывались о загробной жизни. В экспозицию вошли более пятидесяти календарей,Библий,хроник,историй и почти двухметровый генеалогический свиток.
Это изображения ежемесячных работ,разметка святых дней и периодов,а также фантастические иллюстрации загробного мира.
До появления часов на Западе примерно в 1300 году средневековые идеи о времени были одновременно простыми и сложными. С одной стороны оно ограничивалось обычным распорядком дневных забот,с другой — было бесконечным в потустороннем мире. День делился на фиксированные периоды,а год проходил между священными праздниками. Это может показаться неожиданным,но многие из этих концепций продолжают влиять на то,как мы понимаем время,сезоны и праздники в XXI веке.
«Средневековые художники могли изображать как самые распространённые повседневные действия,так и странную,часто пугающую,загробную жизнь. Их творчество отражало сложное сочетание временных,духовных и древних методов записи времени. Мир одновременно был знакомым и странным — от сезонной работы фермеров до апокалиптических видений вечности», — говорит Колин Бейли,директор Библиотеки и музея Моргана.
Слева: Симон Бенинг,«Август,уборка пшеницы из „Часослова Да Коста“». Библиотека и музей Моргана,Нью-Йорк
Выставка делится на пять секций: средневековый календарь,литургическое время,историческое время,будущее(«Время после времени») и «Астролябии Сан-Зено».
Средневековые календари,представленные в первом разделе,сейчас кажутся странными из-за отсутствия последовательных дат. Но они были«вечными» и содержали много полезных данных,например,позволяли определять дни Пасхи. В них также отмечались неблагоприятные дни каждого месяца и начало летней засухи. Зачастую в календарях изображали ежемесячные работы,в частности,август был посвящён сбору урожая. К концу XV — началу XVI веков этому единственному светскому элементу в молитвенниках стали уделять больше внимания.
«Небесное воинство и редкое изображение Лимбо из «Литургии Часов»», северо-восточная Франция, ок. 1465. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
«Вход Господень в Иерусалим из «Сакраментария Бертольда»», ок. 1215 - 1217, Германия. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
Литургия Часов позволяла разбить день на три периода,каждый из которых Церковь определила для молитв. День начинался в полночь(хвалы утренние), продолжался утреней и завершался вечерней. Литургия Часов позволяла мирянам молиться в течение дня в подражание духовенству. Год делился между праздниками,отмечающими события из жизни Христа. Некоторые,как Рождество,имели фиксированные даты,другие(например,Пасха) — плавающие. В отдельные святые дни поминались умершие мученики,попавшие в рай.
«Канонический час утрени(Благовещение) из „Литургических часов“», Италия,Флоренция,1490-е годы. Библиотека и музей Моргана,Нью-Йорк
В центре раздела«Историческое время» — двухметровый свиток работы неизвестных мастеров,охватывающий шесть тысячелетий истории — от Адама и Евы и до Франции XV века как мировой сверхдержавы. Шестьдесят шесть миниатюр иллюстрируют историю мира от Сотворения до царствования Людовика XI Французского.
В Средневековье гражданская история начиналась с падения Трои. Побеждённые троянцы,бежав с родины,заложили такие крупные европейские города,как Рим,Париж и Лондон. Вера в то,что сама Троя была основана потомками Ноя,подкрепляла непрерывность связи между людьми и событиями,записанными в Ветхом Завете,и троянцами — предками всех европейцев.
Слева: «Видение Рая святой Бриджиты Шведской,„Откровения“», Неаполь,конец XIV века
Секция«Время после времени» отражает одержимость средневековых людей«четырьмя последними вещами» или четырьмя последними стадиями души(Смерть,Суд,Рай и Ад). Церковь учила,что земное время — лишь момент по сравнению с бесконечностью будущего. Только мученики и святые могут попасть на Небеса сразу после смерти. Остальные должны пройти Чистилище — временное наказание,которое,впрочем,может растянуться на тысячи лет.
«Врата Ада из «Часослова Екатерины Клевской»», Нидерланды, Утрехт, ок. 1440. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
«Вечные муки из «Часослова Клода Моле»», Париж, ок. 1500. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
В «Часослове Екатерины Клевской» вход в Ад был изображён в виде львиной пасти,куда демоны швыряют проклятые души. Зверя Апокалипсиса иллюстраторы средневековых манускриптов представляли семиглавым,с десятью рогами,телом леопарда и ногами медведя — этому чудовищу люди будут поклоняться по слову Лжепророка.
«Поклонение Зверю и дракону,«Апокалипсис из Буркхардт-Вильдта», Франция,1290-е. Библиотека и музей Моргана,Нью-Йорк
Завершается выставка астролябией,которая в течение сотен лет находилась в бенедиктинском аббатстве Сан-Зено в Вероне. Это необычный переходящий календарь — уникальный артефакт,дошедший до наших времён — единственный экспонат,взятый взаймы для показа. Три циферблата этого прибора ежедневно переводились вручную и предоставляли широкий набор информации: дату арабскими цифрами,дату в соответствии с древнеримским календарём,отмечаемый праздник,зодиакальное созвездие,часы восхода и заката,а также фазу луны. Астролябия помогала монахам в организации праведной жизни.
По материалам официального сайта Библиотеки и музея Моргана,а также Artdaily. Главная иллюстрация: «Лжепророк повелевает поклоняться Зверю,«Апокалипсис из Буркхардт-Вильдта», Франция,1290-е. Библиотека и музей Моргана,Нью-Йорк