войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Музей Моргана исследует взгляды средневекового мира на течение времени

Музей и библиотека Моргана в Нью-Йорке представили неординарную выставку «Сейчас и навечно. Искусство времени в Средневековье». Основываясь на своей богатой коллекции иллюстрированных манускриптов, учреждение рассказывает о том, как люди в ту эпоху рассматривали время, историю и задумывались о загробной жизни. В экспозицию вошли более пятидесяти календарей, Библий, хроник, историй и почти двухметровый генеалогический свиток.
Музей Моргана исследует взгляды средневекового мира на течение времени
Это изображения ежемесячных работ, разметка святых дней и периодов, а также фантастические иллюстрации загробного мира.
До появления часов на Западе примерно в 1300 году средневековые идеи о времени были одновременно простыми и сложными. С одной стороны оно ограничивалось обычным распорядком дневных забот, с другой — было бесконечным в потустороннем мире. День делился на фиксированные периоды, а год проходил между священными праздниками. Это может показаться неожиданным, но многие из этих концепций продолжают влиять на то, как мы понимаем время, сезоны и праздники в XXI веке.

«Средневековые художники могли изображать как самые распространённые повседневные действия, так и ст


«Средневековые художники могли изображать как самые распространённые повседневные действия, так и странную, часто пугающую, загробную жизнь. Их творчество отражало сложное сочетание временных, духовных и древних методов записи времени. Мир одновременно был знакомым и странным — от сезонной работы фермеров до апокалиптических видений вечности», — говорит Колин Бейли, директор Библиотеки и музея Моргана.

Слева: Симон Бенинг, «Август, уборка пшеницы из „Часослова Да Коста“». Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк

Выставка делится на пять секций: средневековый календарь, литургическое время, историческое время, будущее («Время после времени») и «Астролябии Сан-Зено».
Средневековые календари, представленные в первом разделе, сейчас кажутся странными из-за отсутствия последовательных дат. Но они были «вечными» и содержали много полезных данных, например, позволяли определять дни Пасхи. В них также отмечались неблагоприятные дни каждого месяца и начало летней засухи. Зачастую в календарях изображали ежемесячные работы, в частности, август был посвящён сбору урожая. К концу XV — началу XVI веков этому единственному светскому элементу в молитвенниках стали уделять больше внимания.
  • «Небесное воинство и редкое изображение Лимбо из «Литургии Часов»», северо-восточная Франция, ок. 1465. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
  • «Вход Господень в Иерусалим из «Сакраментария Бертольда»», ок. 1215 - 1217, Германия. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
Литургия Часов позволяла разбить день на три периода, каждый из которых Церковь определила для молитв. День начинался в полночь (хвалы утренние), продолжался утреней и завершался вечерней. Литургия Часов позволяла мирянам молиться в течение дня в подражание духовенству. Год делился между праздниками, отмечающими события из жизни Христа. Некоторые, как Рождество, имели фиксированные даты, другие (например, Пасха) — плавающие. В отдельные святые дни поминались умершие мученики, попавшие в рай.
«Канонический час утрени (Благовещение) из „Литургических часов“», Италия, Флоренция, 1490-е годы. Б
«Канонический час утрени (Благовещение) из „Литургических часов“», Италия, Флоренция, 1490-е годы. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
В центре раздела «Историческое время» — двухметровый свиток работы неизвестных мастеров, охватывающи

В центре раздела «Историческое время» — двухметровый свиток работы неизвестных мастеров, охватывающий шесть тысячелетий истории — от Адама и Евы и до Франции XV века как мировой сверхдержавы. Шестьдесят шесть миниатюр иллюстрируют историю мира от Сотворения до царствования Людовика XI Французского.

В Средневековье гражданская история начиналась с падения Трои. Побеждённые троянцы, бежав с родины, заложили такие крупные европейские города, как Рим, Париж и Лондон. Вера в то, что сама Троя была основана потомками Ноя, подкрепляла непрерывность связи между людьми и событиями, записанными в Ветхом Завете, и троянцами — предками всех европейцев.

Слева: «Видение Рая святой Бриджиты Шведской, „Откровения“», Неаполь, конец XIV века

Секция «Время после времени» отражает одержимость средневековых людей «четырьмя последними вещами» или четырьмя последними стадиями души (Смерть, Суд, Рай и Ад). Церковь учила, что земное время — лишь момент по сравнению с бесконечностью будущего. Только мученики и святые могут попасть на Небеса сразу после смерти. Остальные должны пройти Чистилище — временное наказание, которое, впрочем, может растянуться на тысячи лет.
  • «Врата Ада из «Часослова Екатерины Клевской»», Нидерланды, Утрехт, ок. 1440. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
  • «Вечные муки из «Часослова Клода Моле»», Париж, ок. 1500. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
В «Часослове Екатерины Клевской» вход в Ад был изображён в виде львиной пасти, куда демоны швыряют проклятые души. Зверя Апокалипсиса иллюстраторы средневековых манускриптов представляли семиглавым, с десятью рогами, телом леопарда и ногами медведя — этому чудовищу люди будут поклоняться по слову Лжепророка.
«Поклонение Зверю и дракону, «Апокалипсис из Буркхардт-Вильдта», Франция, 1290-е. Библиотека и музей
«Поклонение Зверю и дракону, «Апокалипсис из Буркхардт-Вильдта», Франция, 1290-е. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
Завершается выставка астролябией, которая в течение сотен лет находилась в бенедиктинском аббатстве Сан-Зено в Вероне. Это необычный переходящий календарь — уникальный артефакт, дошедший до наших времён — единственный экспонат, взятый взаймы для показа. Три циферблата этого прибора ежедневно переводились вручную и предоставляли широкий набор информации: дату арабскими цифрами, дату в соответствии с древнеримским календарём, отмечаемый праздник, зодиакальное созвездие, часы восхода и заката, а также фазу луны. Астролябия помогала монахам в организации праведной жизни.
Астролябия Сан-Зено, Верона, ок. 1455. Частная коллекция
Астролябия Сан-Зено, Верона, ок. 1455. Частная коллекция
Выставка «Сейчас и навечно. Искусство времени в Средневековье» в нью-йоркском Музее Моргана продлится до 29 апреля.
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Библиотеки и музея Моргана, а также Artdaily. Главная иллюстрация: «Лжепророк повелевает поклоняться Зверю, «Апокалипсис из Буркхардт-Вильдта», Франция, 1290-е. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк