Несомненный «хит» летнего арт-сезона Москвы: 55 «жемчужин» фламандской живописи XVII века из всемирно известного собрания Князя Лихтенштейнского — с 20 июня до 19 октября в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Брейгель Старший и Младший… Полотна — великие, знаменитые, что называется, «хрестоматийные».
Наиболее «весомая» доля в экспозиции отдана работам великого и величественного Питера Пауля Рубенса, их в Москву привозят аж 19. «Портрет Клары Серены, дочери художника» и «Нахождение младенца Эрихтония», «Сатир и служанка с корзиной фруктов» и «Марс и Рея Сильвия» (причем с эскизом работы и также вариантом, тканом на шпалере) — продолжайте осмотр!
Портрет Клары Серены Рубенс
1618, 37×27 см
Антонис ван Дейк — знаменитый портретист, мастерство которого можно будет оценить на 10 работах, созданных в разные периоды в Антверпене и Генуе. Самый известный из представленных — «Портрет Марии де Тассис», «жемчужина» ван Дейка.
Портрет Марии Луизы де Тассис
1630, 128.2×99.5 см
Творчество Жака Йорданса (Jordaens, 1593−1678) хорошо известно европейским ценителям искусств: достаточно сказать, что из его внушительного наследия в семь сотен полотен часть нередко приписывали Рубенсу. Они, кстати, сотрудничали, а после смерти Рубенса именно Йорданс стал «главным фламандцем» — главой фламандской школы живописи и первым живописцем Фландрии. Манеры творцов схожи (крупные, крупные формы!), но «последователь», как считается, более «избыточен» в пестроте и красоте показываемого мира. Картины художника хранятся и в ГМИИ им. Пушкина («Сатир в гостях у крестьянина», начало 1620-х годов), и в Эрмитаже (10 картин, включая полотно «Бобовый король», 1638, также «Отдых Дианы», «Пир Клеопатры», «Семейный портрет»). А этим летом у посетителей выставки есть возможность увидеть еще четыре ранние работы Йорданса из коллекции князя Лихтенштейнского.
Пир горой на выставке в ГММИ им. Пушкина обеспечивает другой известный живописец — Франс Снайдерс, как сказано в пресс-релизе выставки, «крупнейший мастер анималистического жанра во фламандской живописи XVII века». Им восхищались, ему следовали мастера-живописцы Западной Европы в XVII и XVIII веках, ну, а мы просто облизываемся!
…И было у Питера Брейгеля, самого знаменитого по прозванию «Мужицкий» (Pieter Bruegel de Oude), двое сыновей — живописцев: Ян Брейгель Старшеий («Райский») и Питер Брейгель Младший («Адский»). Без их работ в экспозиции также не обойдется. Изящный «Пейзаж с Товием и ангелом» кисти Старшего — авторский замысел, а «Перепись в Вифлееме» Младшего — копия картины отца (приведен фрагмент этой работы).
Среди имен на выставке есть и не такие известные широкой публике, однако их работы говорят сами за себя. Взгляните на «Лесной пейзаж»: конечно, это не Шишкин, и что-то фламандское в этом есть! Как и в каждой картине совершенно изумительной экспозиции.