Национальный музей Тараса Шевченко до 21 января 2018 года представляет работы Марии Примаченко, которыми, благодаря Дирекции художественных выставок Украины, недавно пополнилось собрание. В фокусе выставки «Невидимое. Мария Примаченко» - не только неповторимые, фантастические работы художницы, но и ее оригинальные подписи к ним. Это емкие и колоритные мифы о необыкновенных персонажах, созданных воображением мастера.
«Люди добрые, с Новым Годом, с Новым счастьем. Будьте здоровы как весенняя вода, а богаты как земля, чтобы родило жито-пшеница и детей копиця» — Мария Примаченко.
Сказочную экспозицию прекрасно дополняют скульптуры из сена — сеноскрипты из мастерской Алексея Шевчука «ArtBuz» по мотивам работ Марии Примаченко, которые особенно привлекают маленьких посетителей выставки. К слову, у детворы на выставке дел невпроворот: рассмотреть старинные украшения на новогодней елке, покормить соломенного бычка и других животных «примаченковского вертепа» и раскрасить огромную раскраску с животными и птицами художницы.
Каждая выставка художницы вызывает искреннее восхищение публики, пленяя воображение и удивляя зрителей всех возрастов.
Мария Примаченко родилась в 1909 году в с. Болотня Киевской области. В 1935 — 1936 гг. училась и работала в группе мастеров при Центральных экспериментальных мастерских. На Международной выставке в Париже в 1937 году работы Примаченко были удостоены золотой медали. Далее последовали награды в родном Отечестве: звания Лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко, народной художницы Украины. Несмотря на почести и награды, художница всю жизнь провела в родном селе. Мастер ушла из жизни в 1997 году.
Фото: Мария Примаченко. Источник: hudruk.com
Творчество художницы тесно переплетается с искусством вышивания. Мотивы работ Марии Примаченко, как и мотивы для орнаментов украинской вышиванки, подарила сама матушка-природа.
Мария Примаченко родилась в семье народных мастеров — отец был плотником и резчиком по дереву, бабушка красила и расписывала писанки, а мама была искусной вышивальщицей. От них Марийка унаследовала умение создавать дивные орнаменты. В 1930-е годы Мария была известной мастерицей вышивки, ее рушники и панно экспонировались на районных и областных выставках народного творчества и отличались от традиционных украинских узоров самобытными рисунками. На выставке в Иванкове работы Марии Примаченко увидела Татьяна Флору, мастер ткачества, преподававшая в киевской Школе народного искусства. Ей так понравились работы Марии, что она приехала к ней в Болотню знакомиться и была впечатлена росписями в хате и рисунками из альбома Примаченко.
Два сокола
1978
Татьяна Флору предложила Марии поехать в Киев, где при Всеукраинском государственном музее в 1934 году были организованы Центральные экспериментальные мастерские народного искусства с отделениями ткачества, керамики, резьбы, декоративной росписи. В 1936 году они были реорганизованы в Школы народных мастеров, которую и закончила Мария Примаченко. Школа размещалась в одном из корпусов Киево-Печерской Лавры, там же были мастерские и общежитие. Преподавали в Школе известные художники: Анатоль Петрицкий, Василий Кричевский, Иван Падалка, Василий Касиян, Михаил Дерегус. Это было золотое время для учеников и их учителей.
За свою долгую жизнь Мария Примаченко создала сотни сюжетных и орнаментальных композиций. Художница подписывала свои работы «М. П.», а на обратной стороне работы писала название, который дополняло и придавало ее картинам новые смыслы или раскрывало содержание работ. Эти небольшие тексты в виде стихов, поговорок, присказок или пожеланий составляют неотъемлемую часть творчества художницы. Фантастические названия-подписи художница писала на народном наречии, не соблюдая правил пунктуации и грамматики — Мария Примаченко окончила четыре класса школы. Простые, шутливые, по-детски наивные, эти подписи звучат остроумно и забавно.
Довгохвоста видра на Вкраїну забігла. На Вкраїні добре жить, один робить — сім лежить. Шутка
Мария Примаченко «Довгохвоста видра», 1986 год, бумага, гуашь
, темпера
«Медведиця із малюком на курортах. А ведмідь удома лапу ссе. Горе тому, який мужик не може готувати собі" - «Медведица с малышом на курортах. А медведь лапу сосет. Горе тому, мужику, который готовить не умеет»
Ведмедиця із малюком
1988
Мария Примаченко пережила катастрофу на Чернобыльской АЭС в собственной хате, расположенной всего 40-ка километрах от атомной станции. Когда в семье художницы узнали о взрыве и сын Федор предложил уехать из дома, Мария Примаченко отказалась и решила за всех: «Никуда не поедем. Иди, прищепи черенки. А потом садись и малюй, чтоб люди видели, какая на земле красота была». Так и остались в родном селе.
Как-то из райцентра Иванков к Марии и Федору приезжал врач и рассказывал о мерах безопасности от радиации — часто мыться, а на ноги надевать целлофановые пакеты. На одной из картин «чернобыльской» серии Мария нарисовала корову с целлофаном на копытах, рогах и хвосте, а на обратной стороне подписала: «Старый дед пас корову возле четвертого блока и надел на коровку капроновые мешки, чтобы не заболела. А она травку кушает и деда не слушает».
Как-то из райцентра Иванков к Марии и Федору приезжал врач и рассказывал о мерах безопасности от радиации — часто мыться, а на ноги надевать целлофановые пакеты. На одной из картин «чернобыльской» серии Мария нарисовала корову с целлофаном на копытах, рогах и хвосте, а на обратной стороне подписала: «Старый дед пас корову возле четвертого блока и надел на коровку капроновые мешки, чтобы не заболела. А она травку кушает и деда не слушает».
Основанные на украинских поверьях, обычаях и сказках, работы Марии Примаченко рассказывают о ее бесконечной любви к ее «квітучій Україні", ведь не зря все ее работы украшены узорами из цветов, а тексты-подписи переходят в пожелания счастья и процветания: «Цвіти цвіт України, як дівчина в день шлюбу. Будь щаслива і багата і всім добрим людям будь рада». Многие работы рассказывают об украинских обрядах и традициях — шумных и веселых свадьбах, о забавных ситуациях, когда парубки ухаживали за девчатами или «як кум до куми залицявся». Тексты художницы в шутливом тоне раскрывают предысторию и развитие сюжета любовной истории.
Ваня веде коня
1986
В жизни Марии Примаченко была любовь, а свадьбы не было. В Киеве она познакомилась со своим земляком Василием Маринчуком и влюбилась. В 1941 году Мария родила сына Федора, а через несколько месяцев получила сообщение о смерти Василия. Он погиб на фронте, так и не увидев сына. Друзья художницы рассказывали, что к ней сватались видные женихи, но она не принимала предложений, — не могла поверить, что ее любимый никогда не вернется. У нее теплилась надежда, и Мария говорила: «Все может быть…». В 1987 году она написала работу «Павичка жде із космосу свого чоловічка».
Мария Примаченко «Павичка жде свого із космосу чоловічка»
Работы Марии Примаченко, поступившие в собрание музея, редко показывали публике. Выставка «Невидимое» — прекрасная возможность увидеть новых диковинных зверей из сказочного мира художницы — таких, как чулиндра, морской конек и зверь гороховое чучело.
Тигр
XX век
Гороховое чучело
1991
Выставка «Невидимое. Мария Примаченко» открыта до 21 января 2018 года.
Заглавная иллюстрация: Мария Примаченко «Пан Коцкий играет с удодом», 1989 год