Регистрация
Анонимный опрос от Артхива. Помогите нам сделать проект лучше

Обратную сторону творчества Марии Примаченко показывают в Киеве

Мне нравится6 
Национальный музей Тараса Шевченко до 21 января 2018 года представляет работы Марии Примаченко, которыми, благодаря Дирекции художественных выставок Украины, недавно пополнилось собрание. В фокусе выставки «Невидимое. Мария Примаченко» - не только неповторимые, фантастические работы художницы, но и ее оригинальные подписи к ним. Это емкие и колоритные мифы о необыкновенных персонажах, созданных воображением мастера.
«Люди добрые, с Новым Годом, с Новым счастьем. Будьте здоровы как весенняя вода, а богаты как земля, чтобы родило жито-пшеница и детей копиця» — Мария Примаченко.
Сказочную экспозицию прекрасно дополняют скульптуры из сена — сеноскрипты из мастерской Алексея Шевчука «ArtBuz» по мотивам работ Марии Примаченко, которые особенно привлекают маленьких посетителей выставки. К слову, у детворы на выставке дел невпроворот: рассмотреть старинные украшения на новогодней елке, покормить соломенного бычка и других животных «примаченковского вертепа» и раскрасить огромную раскраску с животными и птицами художницы.
Каждая выставка художницы вызывает искреннее восхищение публики, пленяя воображение и удивляя зрителей всех возрастов.

Мария Примаченко родилась в 1909 году в с. Болотня Киевской области. В 1935 — 1936 гг. училась и работала в группе мастеров при Центральных экспериментальных мастерских. На Международной выставке в Париже в 1937 году работы Примаченко были удостоены золотой медали. Далее последовали награды в родном Отечестве: звания Лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко, народной художницы Украины. Несмотря на почести и награды, художница всю жизнь провела в родном селе. Мастер ушла из жизни в 1997 году.

Фото: Мария Примаченко. Источник: hudruk.com

Творчество художницы тесно переплетается с искусством вышивания. Мотивы работ Марии Примаченко, как и мотивы для орнаментов украинской вышиванки, подарила сама матушка-природа.
Мария Примаченко родилась в семье народных мастеров — отец был плотником и резчиком по дереву, бабушка красила и расписывала писанки, а мама была искусной вышивальщицей. От них Марийка унаследовала умение создавать дивные орнаменты. В 1930-е годы Мария была известной мастерицей вышивки, ее рушники и панно экспонировались на районных и областных выставках народного творчества и отличались от традиционных украинских узоров самобытными рисунками. На выставке в Иванкове работы Марии Примаченко увидела Татьяна Флору, мастер ткачества, преподававшая в киевской Школе народного искусства. Ей так понравились работы Марии, что она приехала к ней в Болотню знакомиться и была впечатлена росписями в хате и рисунками из альбома Примаченко.
Татьяна Флору предложила Марии поехать в Киев, где при Всеукраинском государственном музее в 1934 году были организованы Центральные экспериментальные мастерские народного искусства с отделениями ткачества, керамики, резьбы, декоративной росписи. В 1936 году они были реорганизованы в Школы народных мастеров, которую и закончила Мария Примаченко. Школа размещалась в одном из корпусов Киево-Печерской Лавры, там же были мастерские и общежитие. Преподавали в Школе известные художники: Анатоль Петрицкий, Василий Кричевский, Иван Падалка, Василий Касиян, Михаил Дерегус. Это было золотое время для учеников и их учителей.
За свою долгую жизнь Мария Примаченко создала сотни сюжетных и орнаментальных композиций. Художница подписывала свои работы «М. П.», а на обратной стороне работы писала название, который дополняло и придавало ее картинам новые смыслы или раскрывало содержание работ. Эти небольшие тексты в виде стихов, поговорок, присказок или пожеланий составляют неотъемлемую часть творчества художницы. Фантастические названия-подписи художница писала на народном наречии, не соблюдая правил пунктуации и грамматики — Мария Примаченко окончила четыре класса школы. Простые, шутливые, по-детски наивные, эти подписи звучат остроумно и забавно.
Довгохвоста видра на Вкраїну забігла. На Вкраїні добре жить, один робить — сім лежить. Шутка
Мария Примаченко «Довгохвоста видра», 1986 год, бумага, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
, темпера
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
Читать дальше
«Медведиця із малюком на курортах. А ведмідь удома лапу ссе. Горе тому, який мужик не може готувати собі" - «Медведица с малышом на курортах. А медведь лапу сосет. Горе тому, мужику, который готовить не умеет»
Мария Примаченко пережила катастрофу на Чернобыльской АЭС в собственной хате, расположенной всего 40-ка километрах от атомной станции. Когда в семье художницы узнали о взрыве и сын Федор предложил уехать из дома, Мария Примаченко отказалась и решила за всех: «Никуда не поедем. Иди, прищепи черенки. А потом садись и малюй, чтоб люди видели, какая на земле красота была». Так и остались в родном селе.

Как-то из райцентра Иванков к Марии и Федору приезжал врач и рассказывал о мерах безопасности от радиации — часто мыться, а на ноги надевать целлофановые пакеты. На одной из картин «чернобыльской» серии Мария нарисовала корову с целлофаном на копытах, рогах и хвосте, а на обратной стороне подписала: «Старый дед пас корову возле четвертого блока и надел на коровку капроновые мешки, чтобы не заболела. А она травку кушает и деда не слушает».
Основанные на украинских поверьях, обычаях и сказках, работы Марии Примаченко рассказывают о ее бесконечной любви к ее «квітучій Україні", ведь не зря все ее работы украшены узорами из цветов, а тексты-подписи переходят в пожелания счастья и процветания: «Цвіти цвіт України, як дівчина в день шлюбу. Будь щаслива і багата і всім добрим людям будь рада». Многие работы рассказывают об украинских обрядах и традициях — шумных и веселых свадьбах, о забавных ситуациях, когда парубки ухаживали за девчатами или «як кум до куми залицявся». Тексты художницы в шутливом тоне раскрывают предысторию и развитие сюжета любовной истории.
В жизни Марии Примаченко была любовь, а свадьбы не было. В Киеве она познакомилась со своим земляком Василием Маринчуком и влюбилась. В 1941 году Мария родила сына Федора, а через несколько месяцев получила сообщение о смерти Василия. Он погиб на фронте, так и не увидев сына. Друзья художницы рассказывали, что к ней сватались видные женихи, но она не принимала предложений, — не могла поверить, что ее любимый никогда не вернется. У нее теплилась надежда, и Мария говорила: «Все может быть…». В 1987 году она написала работу «Павичка жде із космосу свого чоловічка».
Мария Примаченко «Павичка жде свого із космосу чоловічка»
Работы Марии Примаченко, поступившие в собрание музея, редко показывали публике. Выставка «Невидимое» — прекрасная возможность увидеть новых диковинных зверей из сказочного мира художницы — таких, как чулиндра, морской конек и зверь гороховое чучело.
Выставка «Невидимое. Мария Примаченко» открыта до 21 января 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.

Заглавная иллюстрация: Мария Примаченко «Пан Коцкий играет с удодом», 1989 год
Мне нравится6 
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.